Проект TOMIN.BY «Многогранная Беларусь»
Условия использования материалов сайта TOMIN.BY
450 лет назад, 11 марта 1566 года, в заключительный день работы Виленского сейма в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) было создано 13 воеводств. Среди них были и расположенные на территории нынешней Беларуси Новгородское, Минское, Мстиславское, Полоцкое, Витебское, Браславское и Берестейское воеводства. Это было первое историческое деление, которое сохранило основу и ядро нынешней Брестской области. Этот факт дает нам право заявить о том, что сегодня исполняется ровно 450 лет Брестской области. К сожалению, эта дата осталась незамеченной в череде мероприятий Года культуры в Беларуси.
К слову, дата взята по исследованию российского историка, профессора Матвея Любавского. И, скорее всего, соответствует юлианскому календарю. Однако этот факт требует дополнительных исследований.
Берестейское воеводство
«450-летие со дня образования Берестейского воеводства - очень значимая дата в истории нашего края. Я боюсь об этом говорить, но мне кажется, что сегодня никто об этом не вспомнит. К великому сожалению», - сетует мой собеседник, ученый, историк, краевед, профессор Брестского государственного технического университета (БрГТУ) Анатолий Гладыщук.
Профессор БрГТУ Анатолий Гладыщук.
«А ведь в состав Берестейского воеводства входили тогда древний Туров, Давид-Городок и Дубровицы, – напоминает исторические факты ученый. – Берестейская земля была особой в то время: она несколько раз претендовала на княжество, но не случилось. Точно известно и имя первого берестейского воеводы Юрия Васильевича Тышкевича. Это очень известный и уважаемый род, их имение было в Вистычах. Тышкевичи внесли весомый вклад в развитие региона, перенесли сюда из Бучемли церковь, построили монастырь цистерцианцев. Возвели очень красивый дворец, который был еще во время Первой мировой войны, но затем он был разрушен. Благодаря Тышкевичам на берестейской земле начало развиваться садоводство».
К волостному делению ВКЛ очень долго готовилось – до этого в нем были только княжества и староства. С этими фактами досконально разобрался российский историк, ректор Московского университета (1911—1917) Матвей Кузьмич Любавский (1860-1936).
«Обо всем этом я прочитал у Любавского. Его исследования я изложил в главе «Res Publica» своей книги «Замок Берестейский». В Берестейскую землю входили часть сегодняшних польской и украинской территорий, т.е. часть Владимиро-Волынского княжества и Подляхии», - рассказал TOMIN.BY Анатолий Гладыщук.
Описание староства Берестейского 1566 года
Вот что пишет Анатолий Гладыщук в своей пока неопубликованной книге «Замок Берестейский».
"Описание староства Берестейского 1566 года» позволяет получить реальное представление о том, какие земли в него входили перед созданием Берестейского воеводства. Не вдаваясь глубоко в содержание реестра, перечислим только войтовства с сёлами и города, составлявшие Берестейское староство в 1566 году:
– Кобылянское с сёлами Малашевичи, Кобыляне, Лебедево, Полятичи, Кокореки (да-да! Это сегодня польское Подлясье на той стороне Буга);
– Сычёвское с сёлами Нехолсты, Сычи, Волмовичи (теперь Вильямовичи), Воробьи (то ли переименовано, то ли исчезло);
– Конюское (исстари предоставляло господарю по первому требованию коней) с сёлами Яцковичи, Новосёлки, Кринки;
– Збирозское с сёлами Речица, Бердичи, Збероги;
– Прилуцкое с сёлами Кгершановичи (сегодня просто Гершоны, присоединённые к Бресту), Прилук (а не Прилуки);
– Старосельское с сёлами Старое Село, Озято;
– Доропеевское с сёлами Черняны, Доропеевичи, Заболотье;
– Дивинское с местом Дивин (имел статут города) и сёлами Лижовая, Клетища, Осая;
– Ляховецкое с сёлами Масевичи и Пожежене (а не Пожежин), Ритая Великая (может быть, река всё же называлась Ритая, а не Рита? От слова рыть, копать), Ромятово (а не Роматово), Луцкое, Ляховцы, Малая Ритая;
– Олтушское с сёлами Хотеславль, Орехово, Олтуш, Медведка;
– Позницкое с сёлами Радеш, Гвозница, Бродятин, Збураж;
– волость двора Киевецкого, войтовство тяглое с сёлами Страклово, Подлипяны (сегодня Польша);
– Михалковское с сёлами Михалки, Рокитная (также на той стороне Буга);
– место Ломазы (сегодня Польша);
– Вортолское с сёлами Костянково, Любенка, Студеная, Воротол, Княжая (это тоже сегодня Польша);
– Гощенское с сёлами Гоща, Тучная, Копытник (сегодня Польша);
– место Пещатка (на Краковском гостинце, сегодня Piszczac в Польше);
– Дубровицкое с сёлами Добринка, Полоски, Дубровица Меньшая, Дубровица Большая, Корощинка, Воля Бокинная, Вичолки (сегодня Польша);
– место Воин (город Wohiń в Польше, недалеко от которого в лесу вам покажут и сегодня огромный валун, служивший пограничным знаком между Короной и Великим Княжеством, т. е. границу Берестейской земли);
– волость двора Воинского, войтовство Воинское тяглое с сёлами Воин, Осовая, Деревичная (сегодня Польша);
– Руденское с сёлами Рудно, Виски, Берёзов Кут (сегодня Польша);
– Кролевобродское с сёлами Воронец, Валинная, Кролев Брод (сегодня Польша);
– Коденецкое с сёлами Коденец, Пашки, Карицы, Вылеги, Кривая Берва, Темная, Голя (тоже сегодня Польша);
– место Милейчичи (сегодня Польша);
– волость Милейчицкого двора, войтовство Собятинское с селом Красники (сегодня Польша);
– Пужичкое с сёлами Медведка, Пужичи, Моковичи (сегодня Польша);
– Половецкое с сёлами Половци, Пищанка, Хлевинское, Суходолы (тоже Польша).
А теперь разверните карту и попробуйте найти эти названия, многие из которых сохранились, и Вы будете удивлены своему открытию, приоткрывающему для Вас историческую пелену, созданную упорной и настойчивой идеологией, что эти земли принадлежали когда-то соседнему государству. Всё совершенно наоборот, часть из них по сложившимся политическим обстоятельствам (кстати, не зависящим от Польши, которые здесь не обсуждаем, так как это большая отдельная тема) отошла значительно позже в результате определённых событий к соседнему государству. Что далеко не одно и то же.
Но все перечисленные войтовства с сёлами и города являлись неотъемлемой составляющей этнически и исторически сложившейся области древней Западной Руси – Берестейская земля. Это данные государственного реестра, исполненного по воле господаря ВКЛ Жикгимонта Августа в 1566 году королевскими ревизорами Иваном и Дмитрием Сапегами. Поэтому какие тут могут быть сомнения?
Если теперь к Берестейскому староству присоединить бывшее Кобриньское княжество, согласно «Ревизіи Кобринской экономіи, составленной въ 1563 году королевскимъ ревизоромъ Дмитріемъ Сапђгою», состоявшее из трёх городов – Кобринь, Добучин (теперь Пружаны) и Городец, под управлением которых находилось шесть волостей – Кобриньская, Черевачицкая, Въежецкая, Добучинская, Блуденьская (теперь Первомайск) и Городецкая; далее – бывшее Пинское княжество, куда кроме города Пинска согласно «Писцовой книги бывшего Пинскаго староства, составленной по велђнію короля Сигизмунда Августа въ 1561-1566 годахъ», входило ещё восемь войтовств – Купетицкое, Паршевицкое, Чернчицкое, Кужелицкое, Дружиловское, Христиболотское, Кигировское и Хоенское. Если вернуть от Литвы Каменец с волостью, правда, теперь с неотъемлемой приставкой Литовский, и не забыть о землях бывших удельных княжеств Туровского, Давид-Городецкого и Дубровицкого, то это и будет новое областное образование с центром в Берестье, всегда исторически смещённым в крайнюю западную часть области – Берестейское воеводство. Совсем несложно узнать здесь в территориальном смысле и сегодняшнюю Брестскую область".
Карта Брестской области.
Виленский сейм 1565-1566 годов и Второй Статут ВКЛ
Профессор Любавский определил значение Виленского сейма 1565-1566 гг. следующим образом:
«Въ этомъ отношеніи великій вальный соймъ 1565-1566 года былъ завершителемъ всей той сложной и продолжительной работы политической мысли, которая развивалась на предшествующихъ сеймахъ съ конца великокняженія Сигизмунда Стараго, и родоначальникомъ новой эпохи въ исторіи литовско-руськаго сейма, связанной съ тђми преобразованіями, которыя были приняты на этомъ сеймђ и утверждены вторымъ статутомъ, получившимъ окончательную санкцію также на этомъ сеймђ».
Основным законодательным кодексом этих преобразований был Второй Статут ВКЛ. Статут был написан на государственном руськом (в то время писалось так или с одним «с» - от слова «Русь». – Прим. Т.Т.) или старобелорусском языке, он вступил в законную силу 1 марта 1566 года на Виленском сейме.
Как вытекает из Бельского привилея 1564 года, Статут готовили «особы певные, рады наши, маршалкове, врадники земские, хоружие и иные особы ряду и народу шляхецкого, доктори прав чужеземнских, которые заседши не одно поправили тот старый, але теж новым кшталтом некоторые розделы звлаща судовый, за засаженьем новым обычаем суду и порадку судового то становили и написали».
Этой важной комиссией по подготовке Статута, как известно, руководил канцлер и староста Берестейский, князь Николай Радзивилл Черный, немного не доживший до его принятия на сойме.
Статут требовал в первую очередь реформы судебной власти. И она была осуществлена, наметив впервые в истории государства существенное отделение судов от органов власти и управления.
Собственно Литва и Русь была поделена на пятнадцать судовых поветов: Виленский, Ошмянский, Вилькомирский, Браславский, Троцкий, Городненский, Ковенский, Лидский, Упитский, Новогородский, Слонимский, Волковыйский, Мстиславский, Менский и Речицкий;
Жмудь составила один судовый повет;
Берестейско-Подляшская земля с частью Полесья пять: Дорогицкий, Мельницкий, Бельский, Берестейский и Пинский;
Волынь с Подольем – четыре: Владимирский, Кременецкий, Луцкий и Браславский;
Киевщина – два: Киевский и Мозырский;
Витебская земля – два: Витебский и Оршанский;
один повет составила Полоцкая земля.
«Это перечисление невольно отвечает на некоторые важные вопросы: «Какие земли в 1566 году составляли Великое княжество Литовское, Руськое и Жемойтское? Существовало ли в 1566 году административное образование Украина, как, кстати, и Беларусь? Принадлежало ли Подляшье Польскому королевству?» Ответы здесь однозначные. Нет! Поэтому и не стоит забегать вперёд исторической телеги, которая всё и вся в своё время вывезет в нужное место» - считает Анатолий Гладыщук.
Берестье - город верховного князя
Появление на карте ВКЛ Берестейского воеводства не было случайным событием.
«В ранней истории Берестья и Берестейской земли не раз возникали попытки обзавестись собственным князем, придав земле статут княжества. Этого на какой-то непродолжительный срок, судя по некоторым историческим упоминаниям в летописях, удавалось добиться. Но сложиться устойчивому княжеству не позволили в основном разного рода политические обстоятельства. Берестье было важным стратегическим пунктом, находящимся на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. Закрывать эти ворота удельным княжеством никто из верховных правителей не пожелал. Поэтому уже при жизни руского князя Владимира Васильковича Берестье приобрело статут города верховного князя, а Берестейский замок стал его резиденцией», - продолжает рассказ Анатолий Гладыщук.
Берестье во владении Кейстута, Ягайло и Витовта
Берестье вместе с землями не ранее 1321 года отошло к Литве и в качестве особого владения было отдано Гедымином его сыну Кейстуту в придачу к Трокам, за исключением Кобриня, который стал удельным княжеством ещё раньше.
Кейстут, к слову, больше всех правил оторванными от Владимиро-Волынского княжества берестейскими землями - 61 год. Он был истинным рыцарем, расширил Берестейский замок.
«На первых порах присоединения к Литве Берестейская земля сохраняла своё политическое единство, и на правах «отчины» перешла после смерти Кейстута Витовту, титулованного «князем Городненским и Берестейским». Ожесточённая же борьба за верховную власть в государстве между Ягайло и Витовтом явилась причиной дробления Берестейской земли на Берестейскую, Подляшье и Каменецкий округ.
В 1390 году, когда Витовт вынужден был бежать к тевтонцам, Ягайло Дорогицкую землю вместе с замками Дорогичин, Мельник, Сураж и Бельск отдал мазовецкому князю Янушу. Князь имел притязания на эти земли, как зять Кейстута, поэтому в 1382 году пытался ими неудачно овладеть. Понятно, что это всё Ягайло делал в пику Витовту, чтобы оставить его без владений», - считает ученый.
Став великим князем после Островского соглашения 1392 года, Витовт вернул себе не сразу и не всё отцовское наследие на Берестейской земле. Ягайло в 1394 году отдал ему только Каменец с округом, а потом уже Берестье с примыкающими к нему землями, где по актам он государем выступает лишь с 1408 года - до этого Берестье принадлежало Ягайло. Поэтому в 1408 году и последовала грамота Витовта Берестью на магдебургию, как будто бы ягайловой грамоты и не существовало.
«Мазовецкий князь Януш отступился только от Бельска с округом, который был опустошён и разорён тевтонским магистром ещё в 1377 году. Витовт восстановил город, заселил окружающие земли и дал Бельску Магдебургское право на самоуправление. Дорогицкая же земля оставалась во владении мазовецких князей до 1443 года, когда её за 6000 коп «широких пражских грошей» выкупил великий князь Казимир Ягайлович. Таким образом, Берестейская земля или Подляшье утратила свою прежнюю целостность и единство, распавшись на несколько отдельных частей. И в рассматриваемый уже период название Берестейская земля относилось в узком смысле этого слова собственно к городу Берестью вместе с зависевшими от него волостями», - говорит ученый.
В Троцком воеводстве, созданном согласно Городельскому привилею в 1413 году, Берестейская земля была выделена в самостоятельный судебно-административный округ, которым управлял великокняжеский наместник независимо от воеводы.
С 1507 года Берестейская земля получила статут староства. Также стали именоваться Дорогицкая, Мельницкая и Бельская земли. Правда, по старинному обычаю все таможенные пункты Подляшья по-прежнему «прислухали к мыту Берестейскому».
Каменец-Литовский и Брест-Литовский: топонимический абсурд
Каменец же, основанный на реке Лесной, или правильнее Лсне, руським владимиро-волынским князем Владимиром Васильковичем в результате тесно примкнул к летописной Литовской земле и вошёл в состав Троцкого судебно-административного округа (Литовская метрика, кн. Записей IX, л.209). По этой причине он и стал именоваться Каменец-Литовский, как составная часть Литовской земли.
«Позже эту понравившуюся приставку, добавленную к исконно древнерускому городу Каменцу, без малейшего на то юридического, территориального, этнического, национального или иного другого основания перенесут к Берестью, чтобы, переименовав город в Брест-Литовский, утопить его древнерусскую историческую суть происхождения и принадлежности. Никаких других объективных причин этому топонимическому абсурду, порождённому политиками и завоевателями нет», - убежден ученый.
Берестейская земля и первый воевода Юрий Тышкевич
Как считает Анатолий Гладыщук, сокращение ВКЛ очень неудачное для белорусских земель. Ведь полное название ВКЛ - Великое княжество Литовское, Руское и Жемойтское.
«И руская составляющая стояла на первом месте. Потому что руских территорий было больше всего, меньше всего – жемойтских. А историческая Литва – это сегодняшние белорусские города – Лида, Новогрудок, Слоним», - делится мыслями ученый.
Как считал профессор Любавский, территориальное реформирование ВКЛ на Виленском сейме, который начал свою работу 18 ноября 1565 года и завершил её уже в следующем году – 11 марта 1566 года, было вызвано, скорее всего, желанием создать в будущем общем сенате Польского королевства и Великого Княжества надлежащее представительство. Поэтому сразу же после роспуска сейма Жикгимонт Август произвёл невиданные прежде в государстве ротацию и назначения в высшем эшелоне власти, которые, естественно, коснулись и Берестейской земли.
«11 марта 1566 года назначилъ пана Юрья Васильевича Тишкевича, маршалка, державцу Волковыйскаго, воеводою Берестейскимъ, а пана Яна Миколаевича Гайка, маршалка и писаря, державцу Ошменьскаго, Вилькейскаго и Красносельскаго, – каштеляномъ Берестейскимъ… новые воеводы не сдђлались одновременно и старостами въ своихъ повђтахъ. Такимъ образомъ, напр., съ назначеніемъ пана Юрія Васильевича Тишкевича воеводою Берестейскимъ, старостою Берестейскимъ, какъ былъ, такъ и остался до самой смерти своей въ 1587 г. подканцлеръ и маршалокъ дворный пан Остафій Воловичъ», - говорится в документе, подписанном Жикгимонтом Августом.
Юрий Васильевич Тышкевич - первый воевода Берестейский .
«Почему Берестье обрело своего воеводу 11 марта 1566 года, хотя с титулом воеводы Юрий Тышкевич выступает по актам Литовской метрики только 18 августа 1566 года (книга Записей XLVIII, л. 9), - задает вопрос Гладыщук и тут же отвечает на него. - Любавский объясняет это тем, что 11 марта 1566 года состоялось назначение на каштелянию Берестейскую. Поэтому можно полагать, что это случилось одновременно с назначением и на воеводство Берестейское. Всем этим событиям мы обязаны появлению прообраза современной Брестской области – Берестейскому воеводству и его первому руководителю, воеводе Юрию Васильевичу Тышкевичу. И дата этого события – 11 марта 1566 года! Благодаря этому 450 лет наш древний город Берестье получил статус областного центра».
Читайте также: