Брестский академический театр драмы в воскресенье вечером, 20 мая, представил ошеломляющий спектакль "За крапивой берег". Впервые спектакль был показан в рамках первой в истории БАТД «Ночи в театре», но это была несколько другая постановка.
По задумке режиссера Валентины Яновец, сюжет спектакля рассказывает о последних днях жизни Сергея Есенина, когда он стоит у черты, но ему еще дают шанс, что-то исправить.
Режиссер Брестского драмтеатра Валентина Яновец.
«Мы точно до сих пор не знаем, что произошло в ту трагическую ночь: ушел из жизни Есенин сам или ему помогли это сделать. И этот спектакль-фантазия – наше видение той ночи. Неважно, что произошло тогда, главное, что происходит с поэтом дальше», - рассказала TOMIN.BY режиссер.
«Есенин был разным. Он играл как старые наши актеры со времен первого МХАТа, когда это было на разрыв. Человек поставил себе цель – быть лучше всех в поэзии. И он этого добивался. Нам многое еще хотелось сказать, но мы понимали, что все не вмещается, иначе это будет глубокое исследование литературоведов, а мы занимаемся немного другим. Мы сегодня смотрели, считываются ли наши метафоры и задумки зрителем. Захочется ли ему что-то перечитать после спектакля и получить еще какую-то информацию», - рассказывает Валентина Яновец.
«Эта и радостная, и грустная, и со слезами на глазах работа начиналась 5 лет назад. Но нам было очень приятно и радостно работать. Весь материал, который звучит сейчас в спектакле, кроме стихов Есенина, мы сочиняли сами. Это была очень сложная работа», - подчеркнула режиссер.
Актер Алексей Щербаков в роли Есенина.
Четыре года работали над спектаклем Валентина Яновец и Алексей Щербаков, пронзительно до боли сыгравший Сергея Есенина.
Роль женщин, любивших поэта, исполняла молодая актриса БАТД Татьяна Дяченко. Это единственный актерский состав, который видит в этом спектакле режиссер.
Артисты Алексей Щербаков и Татьяна Дяченко.
"Это очень личностные вещи, поэтому второй состав здесь не возможен. Татьяна очень интересно сыграла в своем дебюте – спектакле «Старший сын»", - объясняет свое решение режиссер.
«Черный человек – это одно из гениальных творений Есенина. И кажется, что это мужчина, но наш герой мужчина. Тогда почему этим черным человеком не может быть дама, которая его встречает и говорит: "У тебя еще есть надежда", - продолжает рассказ Валентина Яновец.
Кроме дамы в черном, зритель видит маму поэта Зинаиду Райх, и других женщин, любивших поэта - Айседору Дункан, Галину Бениславскую, Софью Толстую.
«Женщин, любивших его было много, любви - мало. (…) И на их любовь, он не променял только одно – искусство», - говорит Алексей Щербаков в начале спектакля.
Актриса Татьяна Дяченко.
«Мне надо было все прочувствовать. Мы много перечитали вместе. И ругались, и мирились. Влюблена я в этого поэта со школы и сейчас люблю. Кроме этого, со времени дебюта окрепчал мой дух артистки. Репетиции начались в апреле 2017 года. И текст менялся, если казалось, что что-то звучит неубедительно, или здесь будет скучно зрителю. Мы попытались охватить самые значимые моменты жизни Есенина. И получился маленький фильм о нем», - сказала Татьяна Дяченко, отвечая на вопрос TOMIN.BY.
«В каждой из женщин есть то, что есть во мне. И когда я это прочувствовала, то влюбилась в каждую из героинь», - сказала актриса.
Алексей Щербаков не играл на сцене, он прожил на ней эту страшную ночь. Стихи Есенина в исполнении артиста звучали просто потрясающе.
«Нам хотелось показать, что все гении немного сумасшедшие. Тяжело вливаться в эту роль. Но, когда я вижу, что проникаюсь в каждого зрителя, то это помогает. К тому же, у нас актерская профессия такая – дарить людям ощущение 3D. Достигать нужного эффекта помогает оригинальное музыкальное оформление. У нас 5 колонок, 5-ая из них подключена под зрительным залом. Она дает отдельные звуки: слышно сердцебиение, карканье ворон и чувствуется как дрожь по ногам идет. Все это для того, чтобы человек полностью погружался в атмосферу спектакля и не было разделения в зале на сцену и зрителя», - говорит Щербаков.
«Нам важно, чтобы все чувствовали и смотрели, какие у него были женщины. Это, конечно, малая часть из тех, которые у него были. Есенин – такая сложная натура. В школе нам рассказывали, что он – хулиган, шалопай. Он, конечно, топтался по человеческим душам, потому что нужно было пробиваться, но его тоже топтали. Я считаю, что Есенин родился в не то время. Но он нашел свою стезю, нашел себя. Конечно, сложно такого человека играть», - признается актер.
- В спектакле мы больше ничего не будем менять, - констатирует режиссер, отвечая на вопрос TOMIN.BY.
- Я не все стихи еще выучил, поэтому, возможно, в дальнейшем какие-то заменим. Сейчас в спектакле звучит более десятка стихов и поэма "Черный человек", - дополняет режиссера Алексей.
- Можно сказать, что роль Есенина теперь – самая любимая, - спрашиваю у актера.
- Мы сейчас параллельно репетируем «Невольницу» Островского. Там тоже очень интересная роль. Но сравнивать эти работы нельзя. Там больше людей задействовано, а здесь как моно-спектакль.
25 мая мне исполнится 40 лет. Я хотел сделать что-то такое, чтобы показать, что после сорока можно двигаться дальше на высокой планке. Если такую установку актер не будет давать себе, то он будет местечковым. На него перестанут ходить, потому что он уже не интересен. Я же говорю: «Такого вы меня еще не видели». Конечно, можно было сделать этот спектакль на большой сцене, но изначально мы это делали для камерного просмотра, чтобы каждый зритель все прочувствовал. И листики, которые падают на сцену в конце стихотворения «До свидания друг, мой, до свидания», правда, я считаю, что это не Есенинское стихотворение, но это не важно, тоже бьют в эту же цель.