
Программу ХХIII Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» вечером 16 сентября завершил спектакль Брестского академического театра драмы по малоизвестной пьесе Александра Островского «Невольницы». Спектакль совсем юный – его премьера прошла 3 июня 2018 года. Постановка в пространстве лофт - результат совместной работы БАТД с Союзом театральных деятелей Российской Федерации.
Молодой режиссер-постановщик из Москвы Егор Равинский и артисты Брестского драмтеатра представили свое видение не самой известной пьесы, написанной в 1881 году российским драматургом и писателем Александром Островским. Работа получилась интересной и неординарной. Однако, как стало известно после объявления итогов «Белой Вежи», спектакль не попал в список лучших работ, представленных на «Белой Веже-2018».
Не понятно почему в афишу «Белой Вежи» не был включен один из лучших спектаклей БАТД "За крапивой берег", премьера которого прошла 20 мая.
Жаль, что не попал в список лучших работ и спектакль «Мой папа птиц» Дэвида Алмонда Брестского театра кукол. Хотя работа художника спектакля Татьяны Нерсисян в этой постановке, а также в спектакле Белорусского государственного театра кукол из Минска «Пансион «Belvedere» отмечена в номинации «Лучший художник".

Спектакль Брестского театра кукол для всей семьи «Мой папа – птиц» режиссера Александра Янушкевича.
Лучшим спектаклем театра драмы признан спектакль «Ревизор» Николая Гоголя в постановке Николая Пинигина (художник – Мариус Яцовскис) Национального академического театра имени Янки Купалы из Минска.
Гран-при XXIII Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» было присуждено Киевскому академическому театру кукол. На «Белой Веже-2018» коллектив из Украины представил спектакль «Как погиб Гуска» Николая Кулиша.
Мнение критиков о фестивале "Белая Вежа-2018"
Что касается итогов «Белой Вежи-2018», то их обсуждали утром 16 сентября. К большому сожалению журналистов и критиков для этого был отведен только один час. За это время даже не все критики, работавшие в этом году на театральном форуме, смогли высказаться.

И модератору мероприятия, театральному критику из Минска Людмиле Громыко пришлось извиняться перед коллегами за эту ситуацию.

Пластический спектакль «Книга Книг: живые гравюры» мастерской "Студиозы" из Минска.
В 12 часов начинался пластический спектакль «Книга Книг: живые гравюры». Актеры столичной театральной мастерской «Студиозы» Белорусского государственного университета культуры и искусств показали отличную работу. В чем можно убедиться, посмотрев видео спектакля "Книга Книг: живые гравюры".
Не присутствовала на обсуждении известный театральный критик из Минска, профессор факультета журналистики БГУ Татьяна Орлова, хотя мнение «аксакала» фестиваля всегда вызывает интерес у журналистов и организаторов.
- В этом году фестиваль снизил свой уровень, - констатировали критики. На нем не был представлен «восточный театр», чем всегда был привлекателен брестский фестиваль.
- В этот раз фестиваль отошел от своей концепции, отрезав восточный сегмент в этническом варианте, что делало его особенным, - сказала Людмила Громыко.
«Разгромили» критики и новый проект на фестивале «Беловежка». По их мнению, спектакли, представленные на нем, были откровенно слабыми.
– Для любительских детских коллективов лучше организовать свой фестиваль. А в рамках «Белой Вежи» он снизил уровень фестиваля, - констатировали критики.
- В Минске проходит много фестивалей детских театров. Они позволяют говорить о профессионализме режиссера и его работе с детьми, - отметила Надежда Бунцевич из Минска.

Критики Ксения Дубовская (слева) и Надежда Бунцевич.
По словам российского критика Владиславы Куприной, «Беловежка» - это "самая большая проблема фестиваля".
- Я поняла, что не готова ходить на детские спектакли, - сказала Куприна.
Не понравились критикам спектакли в стиле РОК «Играем Шекспира!» Театра-студии «Струна» (Новосибирск, Россия), в котором «непрофессионально» играют профессиональные актеры, а также «Тараканище» Театральной студии СНАМИ (Брест, Беларусь).
С восторгом критики отзывались о спектакле «Свитезянка» по произведениям Адама Мицкевича Театра «Каприс» (Лапы/Белосток, Польша). Здесь и удачный выбор материала, который вложился в 40-минутное красивое действо, и хорошая сценография, и много других плюсов.

Критики Владислава Куприна (слева) и Людмила Громыко.
- Я слышала ритм Мицкевича. Вы создали прекрасный спектакль романтического непознанного мира, - сказала Владислава Куприна, обращаясь к актерам.
Ксения Дубовская из Минска считает, что в этом году и «драматическая программа была хуже». А вот «кукольные и хореографические спектакли» были сильными.

Критики (слева-направо) Людмила Громыко, Мария Танана (Литва) и Ксения Дубовская.
- И это открытие нынешнего фестиваля, - считают критики. Особенно ярким был танцевально-драматический спектакль «Казанова. Генриетта. Венеция» Даугавпилсского театра (Латвия).
Впечатлила «Игра времени» Театральной компании «Куклы Давида Зуазолы» из испанского Мадрида. В спектакле представлено 7 историй, поставленных 7 режиссёрами из 7 разных стран света от Колумбии до Тайваня. Кроме того, все куклы, которые использует Давид Зуазола, сделаны из экологических переработанных материалов. И как уже отмечалось выше, спектакль «Как погиб Гуска» Киевского академического театра кукол (Украина) получил Гран-при.
Впервые в истории «Белой Вежи» зрителям представилась возможность увидеть спектакли лондонских театров благодаря проекту TheatreHD.

Проект TheatreHD, спектакль «Гамлет: Камбербэтч».
14 сентября брестчане посмотрели спектакль «Гамлет: Камбербэтч» в постановке Sonia Friedman Productions, которую представил Королевский национальный театр из Лондона. А накануне, 13 сентября, был показан балетный спектакль "Кар Мен" (The Car Man), лондонского театра Sadles' Wells (Великобритания). Балет в двух действиях «Кар Мен» снят в лондонском театре Sadles’Wells в августе 2015 года. Спектакли транслировались на экране кинотеатра «Беларусь».
В конце обсуждения критики сошлись во мнении, что на «Белой Веже-2018» было по-настоящему интересно. Как и прежде их поразили полные залы на спектаклях и овации после занавеса.

Напомним, XXIII Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» проходил с 11 по 16 сентября. В форуме участвовали 24 коллектива из 10 стран, включая Алжир, Армению, Великобританию, Литву, Латвию, Испанию. Беларусь представляли 7 театров. Основную часть программы составляли драматические спектакли, а также постановки театра кукол, моноспектакли, экспериментальные постановки с оригинальными жанровыми определениями.
Спектакли шли на 8 языках: белорусском, русском, украинском, польском, а также на английском, арабском, армянском, литовском в сопровождении субтитров на русском языке.
«Белая Вежа-2018». Спектакль «Плаха» Подольского драмтеатра: история заблудших душ
«Белая Вежа-2018». Неповторимый приморский колорит в «Одесских рассказах» Литературного театра Олега Попова
«Белая Вежа-2018». Мир спасет любовь, или как Аладдин прекратил войну: спектакль «Последняя игра» (Алжир)
«Белая Вежа-2018». «Записки из подполья»: поиски смысла жизни в спектакле театральной студии «Theaomai» (Литва)
«Белая Вежа-2018». «LONDON»: якутские слайды о любви к Родине
«Белая Вежа-2018». «Калека с острова Инишмаан»: ирландская комедия от Ровенского театра