Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
14
нояб 2019

«Теперь или никогда»: рутинную трагедию в жанре русской дрёмы «Обломов.ru» представили в Брестском драмтеатре

15 

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Рутинную трагедию в жанре русской дрёмы «Обломов.ru» по роману Ивана Гончарова представили 14 ноября в Брестском академическом театре драмы. Спектакль с пометкой «16+» поставил главный режиссёр театра Тимофей Ильевский. Он же является и автором замечательной инсценировки по известному всем еще по школе роману «Обломов».

Этот роман был задуман Гончаровым в 1847 году и писался 12 лет. Впервые был опубликован в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки», став второй книгой в своеобразной трилогии «о переходе от одной эпохи русской жизни к другой» вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Постановка по роману Гончарова была включена в план работы БАТД по предложению главного режиссера театра. И то обстоятельство, что не каждый даже образованный человек дочитал до конца эту сложную во всех отношениях книгу русского писателя, не смутило режиссера и артистов, блестяще исполнивших свои роли.

 

 

После просмотра спектакля у меня, к примеру, осталось ощущение, что все герои в этой постановке главные. Настолько искренне актеры играли своих персонажей.

Но труднее всего, пожалуй, было Сергею Петкевичу, исполняющему патологического ленивца, всю свою сознательную жизнь провалявшегося в постели и умершего в ней. В других спектаклях, в которых занят актер, он не только играет свои роли, но и помогает коллегам: кому стульчик подставит, другому – руку подаст для поддержки.

 

01

 

- Весь спектакль я борюсь со сном, - признается исполнитель роли главного героя, которому «лень жить», Сергей Петкевич. - Мне было очень тяжело работать. Потому что ничего нельзя было делать. Только и слышал: «туда не ходи», «здесь не сиди», «с дивана не поднимайся», «стулья не трогай», ибо «не барское это дело».

 

02

 

05

 

07

 

Очень эмоционально звучат диалоги Ильи Ильича со слугой Захаром, который очень убедительно после каждой встречи проклинает своего барина и желает ему смерти.

 

04

 

09

 

А когда тот умирает, не может далеко уйти от могилы барина, теперь уже вспоминая его добрым словом и прося милостыню. По этой причине ли, или от того, что сам страдает диагнозом «обломовщина», Захар отказывается работать у друга барина, немца Андрея Штольца.

 

14

 

Образ Андрея Штольца очень ярко выписан в спектакле Ильевского. Он как бы возвышается над всеми своей работоспособностью, образованностью, желанием бескорыстно помочь другу. Несколько раз со словами «теперь или никогда» Андрей предпринимает попытки вытянуть Обломова из его состояния. Но увы, безуспешно.

 

06

 

Даже любовь к Ольге Ильинской, не смогла изменить жизнь Обломова. Исполняя «Casta Diva», девушка заставила обратить на себя внимание, и сердце Обломова забилось учащенно. И это был тот момент, когда Обломов мог выйти из своего состояния. Но увы, не случилось. Не помог и очередной призыв друга: «Теперь или никогда».

 

10

 

Илья Ильич предпочел этой образованной и красивой девушке простую бабу, которая ухаживает за ним как нянька и в конце концов становится его женой и рожает ему ребенка.

 

11

 

Ольга же выходит замуж за Штольца и вместе с мужем беспокоится о судьбе Обломова. Но не так просто «обломовщину» победить.

Над инсценировкой спектакля «Обломов.ru» Ильевский начал работать 13 июня. И теперь, спустя 5 месяцев, зритель увидел любопытную и интригующую постановку, которую репетировали меньше месяца, «сражаясь с обстоятельствами».

- Если этот роман Гончарова прочитать в школьные годы, то человек может отвернуться от великой русской литературы навсегда. Я его прочитал вовремя, в зрелом возрасте, и понял, что это здорово. В плане была заявлена инсценировка Михаила Уварова «Смерть Ильи Ильича». Однако я подумал и предложил свое видение темы. И в театре эту идею приняли, - поделился нюансами работы над спектаклем Тимофей Ильевский.

 

16

 

Из романа выбрали то, что режиссер посчитал нужным и работающим на заявленную идею.

- Из этой книги можно выбирать сюжеты бесконечно, и про это, и про то - роман то длинный, почти в 500 страниц. Если сравнивать с фильмом, то в нем показана только история отношений с Ольгой Ильинской. В нем нет ни Агафьи, ни ее брата. Там совершенно другая история. Сам роман интересней, чем кино, больше и объемней, чем инсценировка Угарова и фильм Михалкова. Это всего лишь фрагмент романа. Мы же, как мне кажется, схватили главное, - говорит режиссер, подчеркивая прекрасную актерскую работу.

 

03

 

08

 

- У Петкевича была задача ужать текст, у Щербакова – добавить, и одну фразу, Алексей все-таки добавил, - говорит Ильевский.

Может поэтому на первые репетиции Алексей Щербаков приходил с романом и указывал на все режиссерские «косяки». В процессе работы над спектаклем роман пришлось перечитать всем.

О главной теме спектакля и его идее Ильевский говорить не стал. Предоставив зрителю возможность самостоятельно их определить, ведь «у каждого свой взгляд на трагедию».

 

12

 

13

 

- Тут заложены вещи, о которых мне бы хотелось не рассказывать, а услышать. Понятна ли и уловлена ли та идея, которая сюда заложена, - задается вопросом режиссер.

- Роману в этом году исполняется 160 лет, а ведь ничего не изменилось. Таких Обломовых у нас полно, сплошь и рядом. В каждом из нас скрывается свой Обломов, - говорит Ильевский.

- Мне понравилась лекция Дмитрия Быкова, который рассказывал о Гончарове и Обломове, и о том, что это был психоделический роман для своего времени. Человек, который его читает, засыпает и погружается в сомнамбулу для более четкого восприятия самого персонажа. Почему Обломов такой, почему он спит, почему вся Россия спит и находится в застое. Никто не знал тогда, что будет с этой барщиной. Роман же был написан вовремя. Через два года после выхода его в свет произошла реформа, и отменили крепостное право, - делится мыслями Алексей Щербаков.

Что касается названия, то, как признался режиссер, оно «немножко выпендрившееся», а вот жанр определен очень точно - рутинная трагедия в жанре русской дрёмы.

- Автор заявил его, а мы следовали этому, - констатирует режиссер.

Второй премьерный показ спектакля состоится 23 ноября в 19.00. 

В спектакле также заняты Сергей Петкевич, Николай Маршин, Алексей Щербаков, Татьяна Строк, Татьяна Зеленко, Вячеслав Цыцковский, Олег Бузук, Сергей Кондратюк, Михаил Ильич и другие артисты. 

 

Фото и видео автора.