Лучший спектакль фестиваля
Фестиваль только начался, а уже определился претендент на Гран-при.
Главная награда XVIII международного фестиваля «Белая Вежа», скорее всего, будет вручена Гродненскому областному театру кукол. Спектакль «Пиковая дама» (режиссёр-постановщик – Олег Жюгжда) – самая яркая работа на нынешнем театральном празднике.
У спектакля необыкновенно счастливая судьба. Его премьера состоялась в 2010 году. «Пиковая дама» - уже обладатель Гран-при двух международных фестивалей, а также II Национальной театральной премии Республики Беларусь в четырех номинациях, в том числе «Лучший спектакль года».
Спектакль для взрослых в буквальном смысле слова покорил сердца и зрителей, и критиков. Такое единодушие бывает крайне редко.
Жаль только, что увидеть постановку, которая шла в малом зале Брестского академического театра драмы, смогли не все желающие.
На обсуждении спектакля с участием театроведов, критиков и журналистов об уникальности спектакля говорили все. «Пиковая дама» несет «шлейф очарования», она оставила «дивное послевкусие», «безупречно», - так отзывались о спектакле критики.
Здесь соединены воедино гениальный труд режиссера, которому «дано быть режиссером и многослойным творцом», и удивительные актерские работы.
С первой минуты спектакля, который начинается в фойе театра, зрителя вводят в удивительный мир, и он невольно начинает жить этим спектаклем.
По легкости его исполнения кажется, что актеры импровизируют, а не играют. До такой степени выверен каждый жест, каждый тон звучания слова, каждое движение кукол, которых водят искусные кукловоды – они в черных костюмах, но ярко дополняют образы своих героев, и в этой работе они уже не кукловоды, они партнеры.
Константин Мишин: чудо мы постепенно приручаем
Московский театр «Школа драматического искусства» впервые приехал в Брест и в Беларусь. На суд зрителей был представлен спектакль «Мцыри» по одноименной поэме Михаила Лермонтова (режиссер-постановщик Константин Мишин, он же играет роль Мцыри Поверженного). И спектакль стал ярким событием второго фестивального дня.
«Школу драматического искусства» в 1987 году основал Анатолий Васильев. В театре создано несколько творческих лабораторий. Каждая из них исследует особое направление в театральном искусстве: разработка метода «игрового театра», эксперименты в области современного танца и музыки, постановки «театра художников».
«Мцыри» - спектакль пластический, цельный и стильный. Это захватывающая хроника освобождения духа и тела воплощена в стиле physical theater - направлении, соединяющем контактную импровизацию, боевые искусства и танец.
Природный колорит спектакля подчеркивают простые предметы и материалы – бамбуковые палки, камни, серпы, земля и вода.
Удивительная музыка, написанная Александром Маноцковым специально для спектакля, сопровождает все действо на сцене, она очень точно вписалась в материал. В ней переплетаются духовные и этнические мотивы.
А хор исполняет стилизованные африканские песнопения композитора Стефана Микуса.
По задумке режиссера текст разделен на 3 части, на трех героев. Первый – Мцыри, который только начинает рассказ, уже вернувшийся и осознавший свое поражение, Мцыри Поверженный.
Второй – беглец, вдохновленный свободой. Он проходит через ночь, через день в надежде достичь своего дома – это Мцыри Надежды.
И третий – Мцыри, столкнувшийся с препятствиями: он плутает в лесу, сражается с барсом и, даже выбившись из сил, продолжает путь к свой цели. Таков Мцыри Борьбы.
"Наш спектакль - это история о том, как Мцыри борется со тщетностью жизни, - рассказывает режиссер-постановщик Константин Мишин. - Тут очень сильное столкновение двух образов: юноша со своей мечтой и тщетность. Финальное событие, когда он говорит, столько пережив, что "никого не прокляну" - это его мужественное решение, когда он постепенно превращается из юноши в мужчину. На передний план выходит то, ради чего и сделал этот спектакль - тонкость души и духа, о гибели которых сожалеют и монахи, которые его окружают, и сама природа".
Некоторые критики считают, что из спектакля можно убрать текст, и он ничего не потеряет.
Но у Мишина свое мнение на этот счет: "Отказаться от поэмы невозможно. Это сложно играть. Я согласен. Но когда ставишь перед собой такие сложные задачи, то репетиции мало. Есть много, много составляющих.
Зачем упрощать жизнь себе? Она и так слишком комфортна, мы итак слишком сыты и спокойны. Телевидение и окружающая жизнь делают из нас визуальных наблюдателей. Но постепенно чудо мы приручаем».
Театральный критик из Минска, профессор Татьяна Орлова, высоко оценила работу московского театра: «Этот спектакль будут воспринимать очень хорошо другие поколения. У него есть экстрим… Очень правильно, найдена форма для этого произведения. Это индивидуальная работа. Самое важное, что эту работу нельзя поставить на поток, скопировать, выдать за свое и положить на другой текст».
В угоду зрителям
Самые противоречивые мнения вызвал спектакль «Хто смяецца апошнiм», открывший фестивальную программу. Сюжет произведения, написанного еще в 1939 году, актуален и поныне: высмеивание подхалимства, трусости, приспособленчества, карьеризма и демагогии…
Зритель очень тепло принял коллектив театра-студии киноактера Национальной киностудии "Беларусьфиль". Многие же критики и журналисты покинули зал в антракте.
Одна из лучших сатирических пьес Кондрата Крапивы в исполнении коллектива не понравилась. И не только переделанным под современность сценарием. Критиковали все, что было возможно. За исключением, пожалуй, только белорусского языка, на котором идет спектакль, да актерских работ Владимира Мищанчука и Александра Кашперова, которым была присуждена специальная премия Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.
Разочаровала сценография, режиссура. Не убедил перенос действия в современное время.
Вот как прокомментировала эту работу театра московский критик Ирина Плотникова: «У массы зрителей есть устойчивое желание развлекаться, а не думать. И этот спектакль был построен как сценический ситком: справа, слева, в центре. Но это хорошо для кино, когда камера переходит в одну-другую комнатку. А мы наблюдаем спектакль. И публика привыкла к этому ситкому, им это нравится. Вчерашний спектакль напоминает многосерийный сериал , 258 серий одного и того же. И не важно, что они переходят из одного времени в другое».
Первый уличный спектакль: удачный или провальный?
В этом году на фестивале представлено 3 уличных спектакля. Первый из них прошел на площади Ленина 8 сентября. Театр Strefa Ciszy из Познани показал «Сальто Мортале».
Как и большинство уличных спектаклей он не сопровождался текстом, который заменяет актерская игра.
В постановке много символического, особенно когда хрупкую балерину запрягают в телегу, наполненную монстрами.
Сценарий показался монотонным и не интриговал, особенно в первой его части. И как уличное представление он не захватил.
Зритель находился в постоянном ожидании: что же будет дальше, но ничего удивительного не происходило. Те, кто не читал аннотацию к спектаклю, даже не подозревали, что спектакль о войне.
На сцене появлялись странные существа, похожие на монстров. Шесть роялей, которые трансформировались в лестницу...
Музыка громкая, тревожная, и похоронная…
И финал. Совсем неожиданный. Последний герой мальчик, который касается клавиш. Но выходит, как предполагаем, отец, закрывает крышку рояля и щелкает сигнализацией своего автомобиля.
В Бресте открылась «Белая Вежа-2013» (фото)
Неожиданность «Белой Вежи-2013»: на фестивале не будет жюри
Программа ХVIII международного театрального фестиваля «Белая вежа-2013»