День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, небесной заступницы белорусской земли, отмечают христиане 5 июня. Она стала первой белорусской женщиной, причисленной к лику святых.
Преподобная Евфросиния Полоцкая - праправнучка святого равноапостольного князя Владимира и дочь Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. До пострига ее называли Предславой.
С детства Предслава читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги, молилась. Мечтала стать монахиней вопреки воле родителей. Своей мудростью Предслава прославилась далеко за пределами Полоцкой земли.
В 12 лет тайно ушла из дома, узнав, что родители хотят обручить ее с князем. В женском монастыре она попросила игуменью Роману (вдову ее дяди Романа Всеславича) благословить ее на постриг. Та сначала отказывала племяннице, а затем исполнила ее просьбу.
По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в «голубце» — особой келье при Софийском соборе Полоцка. Здесь переписывала духовные книги, а затем дарила тем, кто жаждал духовного просвещения.
В скором времени она стала игуменьей новой обители в местечке Сельцо под Полоцком. Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 года.
В Сельцо Евфросиния взяла только книги, «ими же, — по ее словам, — утешает ми ся душа и сердце веселит».
С течением времени Спасо-Преображенский монастырь расширялся. Здесь приняли монашество родная сестра Евфросинии — Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия).
Свой духовный опыт и сзнания Евфросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.
В 1161 году усердием преподобной Евфросинии была воздвигнута жемчужина древнерусского зодчества — каменный Спасо-Преображенский собор.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1162 году икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи.
Во времена раздробленности Руси преподобная Евфросиния молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения».
В конце жизни, предчувствуя скорую кончину, она совершила паломничество на Святую Землю вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией.
Гробу Господню преподобная Евфросиния пожертвовала драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».
Преподобная скончалась в одном из монастырей Иерусалима 24 мая 1173 года. Ее тело согласно завещанию было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы.
14 лет спустя Иерусалим завоевал султан Саладин. Он потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини-игуменьи, принесли их в Киев и положили в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры - в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.
В 1833 году была восстановлена православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, был возвращен православным.
Много лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Лишь в 1871 году в Полоцк была перенесена частица мощей. Мысль о перенесении всех мощей не встречала сочувствия Синода и Киевской митрополии. Потребовались многие годы молитв почитателей преподобной, доклады на Всероссийском миссионерском съезде, в Святейшем Синоде, резолюция государя Николая II.
22 апреля 1910 года, после Божественной Литургии, мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку. Их вынесли из Киевских пещер и установили в Великой Лаврской церкви на возвышении. Киевская Лавра прощалась с полоцкой княжной, почивавшей здесь более семи веков.
В Полоцке мощи преподобной были положены в раку, сооруженную на пожертвования прихожан. Но самым значительным и торжественным стало возвращение святых мощей преподобной Евфросинии в свою обитель.
Однако недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению «народного комиссариата юстиции РСФСР» 13 мая 1922 года рака с ее мощами была вскрыта.
Во время немецкой оккупации верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 года, когда линия фронта находилась в 36 километрах от Полоцка, мощи возвратились в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский собор.
Вместо многочисленных священников шли в своих пасхальных ризах только отцы Антоний и Модест. Небольшой девичий хор Софийского собора пел: «Днесь светло красуется данный град Полоцк».
25 октября 1943 года, впервые после 25-летнего перерыва, у мощей преподобной в основанном ею монастыре была отслужена Божественная Литургия.
Чудотворные мощи преподобной покоятся сейчас в Спасском соборе, где до сих пор цела ее келейка с остатками древней росписи на стенах.
В соборе покоятся не только мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Здесь хранится и знаменитый крест преподобной, восстановленный брестским художником Николаем Кузьмичом по образцу и подобию созданного в XII веке мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Крест считается шедевром прикладного искусства мирового уровня. Николай Кузьмич воссоздал также и раку для святых мощей Евфросинии Полоцкой. Это точные копии барельефов с гроба преподобной в Киево-Печерской лавре, где покоились ее мощи.
Следует отметить, что житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и распространенных. Известно более ста списков. В XVI веке оно было включено святителем Макарием в Великие Четии—Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил его в свои «Книги житий святых».
В 1893 году была составлена служба преподобной, а в 1900 году иеромонах Никодим написал ей акафист — один на лучших русских акафистов.
В центре Полоцка установлен памятник просветительнице Евфросинии Полоцкой. В правой руке она держит крест, осеняя им родной город.