Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
10
дек 2020

Фальшивые «банковские работники» звонят с Вайбера: как не попасть на их уловки

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯ, TOMIN.BY

Новый вид мошенничества в Беларуси: фальшивые «банковские работники» звонят с Вайбера. За сутки от них страдают десятки человек. Граждане, назвавшие данные своей карты, моментально теряют все деньги, соообщает пресс-служба МВД.

На заставке мошенника установлен логотип банка, сотрудником которого он представляется. Расчет делается на то, что, увидев логотип, «клиент» расслабится и отнесется к «сотруднику банка» с большим доверием. Один такой звонок получила и автор этих строк.

Звонившая сотрудница «Беларусбанка», назвала меня по имени, спросила не теряла ли я карточку. Естественно, я сразу пошла смотреть. Карточка оказалась на месте. Мнимая сотрудница пролепетала, что с моей карты пытались перевести 240 рублей и банк якобы заблокировал операцию. Затем звучали вопросы, о том есть ли у меня счета в других отделениях банка. Мои ответы, видимо, не устроили мошенницу, и она положила трубку, даже не спросив номер карточки. В телефоне остался ее номер - 380501729930. 

«Главное вовремя сориентироваться, остановиться и хотя бы на одну секунду подумать над теми нестыковками, которые есть. Если действительно звонит сотрудник банка, он всегда будет знать, ему не надо удостовериться, кому он звонит, он никогда не будет спрашивать номер, и уж тем более CVV-код, какие-то иные сведения, которые приходят в смс-сообщении, кодовое слово, никто этого спрашивать не будет», - рассказывает начальник управления по противодействию киберпреступности УВД Брестского облисполкома Александр Ригневич. 

Только в Минске за прошедшие сутки на уловки мошенников попались около 20 человек, в Бресте за день возбудили 37 уголовных дел. Карточки обчищают под ноль. Будь у вас на счете 5 рублей или 40 тысяч. Не останется ничего.

«Преступники, как правило, работают в группе, руководит организатор, он подбирает исполнителей, распределяет их роли и функционал. При этом злоумышленники друг друга не знают, все операции выполняются в неведении. С начала года зарегистрировано более 20 тысяч преступлений, из них абсолютное большинство – хищение путем использования компьютерной техники. В лидерах остается Минск, где зафиксировано почти 6 тысяч преступлений», - рассказывает сотрудник управления Министерства внутренних дел Беларуси Александр Марченко.

 

Как отличить мошенника от сотрудника банка 

Сотрудник банка никогда не спрашивает личные данные клиента. Еще одна опасность: получив все ключи от персональных данных жертвы, мошенник получает доступ к интернет-банкингу, и если на счету нет денег, может оформить от имени владельца кредит. В таких случаях суммы могут быть космические. 

Виталий Нескоромный, заместитель начальника управления текущих операций РЦПК «Беларусбанка»: 

«Ни в коем случае никогда не стоит разглашать ни реквизиты карточек, ни те смс-коды, которые присылаются банком на сотовые телефоны. Цифровая грамотность населения должна повышаться, потому что на сегодняшний день операция производится без карточки, а по тем данным, которые банкам предоставляются клиентом. Разглашение этих данных влечет операции мошенников». 

На удочку попадаются не только доверчивые пенсионеры, но и студенты и даже опытные пользователи интернет-услуг, отмечают в МВД. 

Среди пострадавших айтишник, который всегда предостерегал родных и близких. А на уловки мошенников попался сам. Тот разговор длился минут сорок. Долгие расспросы и попытки выведать реквизиты банковской карты. Голос на другом конце провода менялся – говорили то женщина, то мужчина. Называли личные данные – фамилию, имя, отчество и даже место работы, грамотно оперировали финансовыми терминами. Чистая психология. 

Доверие заслужили. Вместе с ними с личной карты будто испарились 3 тысячи рублей. Эксперты напоминают: хакерские атаки на банки сегодня редкость. Слишком серьезная защита. Более простая добыча – клиенты и их доверие. 

 

Во избежания хищения денег с карт-счетов необходимо:

  • не передавать свое имущество, в том числе телефоны, планшеты, банковские карточки посторонним лицам;
  • соблюдать меры безопасности при использовании платежных банковских карточек;
  • не соглашаться на участие в сомнительных операциях по движению ваших денежных средств;
  • не размещать в открытом доступе свои конфиденциальные данные;
  • рассказать о новых способах противоправных действий пожилым и несовершеннолетним родственникам.