Наталья СОЛДАTОВА для TOMIN.BY
Чтобы познакомиться с культурой народа, вовсе необязательно отправляться в далекое путешествие. Есть другой вариант – окунуться в музыкальное наследие, где, словно в энциклопедии, сохраняется многовековая мудрость, не нуждающаяся в переводе. И тогда дело за малым – услышать ее, эту мудрость.
Спектакль-концерт «Та самая мелодия» израильского театра «Гошен», прошедший в рамках "Белой Вежи" 18 сентября, настраивал зрителей ООКЦ именно на это – услышать, почувствовать, понять через музыку, о чем мечтают жители земли обетованной. По словам самих артистов, изначально спектакль был задуман и «спроектирован» на детскую публику, но для улучшенного восприятия был переведен с иврита на английский, а специально для брестской публики – еще и на русский. Впрочем, возрастной «ценз» зрелища был едва уловим – у музыки ведь нет возраста.
…Девушка, активно обсуждающая по телефону собственную предстоящую свадьбу, оказывается на репетиции музыкального ансамбля. Невеста делится с музыкантами своей насущной проблемой: к свадьбе все готово, кроме одного – некому развлекать гостей, которые съедутся из разных уголков земного шара. Находчивые музыканты, разглядев в девушке потенциальную клиентку, вместо словесной рекламы своих возможностей предлагают ей послушать свою игру. Но не просто послушать – а попутешествовать, рассказав на языке музыки, как живется евреям в разных странах мира.
К примеру, в Испании, где королевские династии в средние века многократно пытались лишить евреев их веры, насильно «вгоняя» их в католицизм, мелодии и напевы были особенно грустны, тогда как в Йемене наоборот – преисполнены какой-то особой радости. И хотя иудеям в этой стране было запрещено играть на чем-либо, они находили выход – извлекали музыку из подручных средств: кастрюль и банок.
Вы думаете, разве можно играть на кастрюле? Таки-да, она придает ритмичность мелодии, «подаваемой» человеческим голосом.
Особой «фишкой» «Той самой мелодии» были инструменты. Помимо электронного пианино и контрабаса, выполнявшего роль бас-гитары, были еще флейта, кларнет, который считают национальным еврейским инструментом, грузинская дудуки, ирландская и индийская «дудочки», широкая ударная группа с барабанами и бубнами разных национальностей. Многочисленной духовой «группой» управлял один музыкант - как, впрочем, и разношерстной ударной.
Под занавес 45-минутного концерта зал стоя аплодировал «Хава нагиле». И честно говоря, были бы проходы между сидениями пошире – можно было и сплясать…