День 40 Севастийских мучеников, который в народе называют Сороки или Жаворонки, в православии отмечается ежегодно 22 марта и соединяет в себе церковную память о христианских воинах-мучениках и древние славянские обряды встречи весны.
Праздник входит в число почитаемых дней Великого поста: пост сохраняется, но устав допускает послабление в виде растительной пищи и масла.

22 марта православные вспоминают подвиг сорока воинов-христиан, замученных в городе Севастии за отказ отречься от веры и принести жертву языческим богам. Церковь видит в этом дне напоминание о стойкости в вере, готовности идти до конца ради Христа и надежде на вечную жизнь, которую символизируют «венцы» мучеников.
Сорок Севастийских мучеников были римскими легионерами, служившими в Севастии Малой Армении (территория современной Турции) в начале IV века. Когда военачальник Агриколай потребовал от них принести жертвы идолам, воины открыто исповедали христианство и были заключены в темницу, а затем приговорены к мучительной казни.
По житию их выставили раздетыми в ледяное озеро, а на берегу устроили теплую баню как соблазн для тех, кто откажется от Христа. Один воин не выдержал и побежал в баню, но погиб, тогда как оставшиеся, укрепленные видением небесного света и сорока венцов, стойко перенесли страдания и приняли мученическую смерть, а их останки были сожжены и брошены в воду.
Имена Сорока святых Севастийских мучеников сохранились. Звали их так: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаия.
Дата памяти Сорока Севастийских мучеников в православном календаре фиксированная – 22 марта по новому стилю, и из года в год приходится на время Великого поста. В народном сознании этот день совпал с весенним солнцестоянием и рубежом между зимой и весной, поэтому церковное воспоминание о мучениках переплелось с аграрными обычаями встречи тепла.
Число сорок приобрело в этот день особое символическое значение: его связывают не только с количеством воинов, но и с сорока днями поста, сорока годами странствия Израиля и другими библейскими мотивами испытаний и обновления. Отсюда берут начало народные обычаи «сорока поклонов», «сорока свечей» и даже попытки «сорок раз» повторить молитву или доброе дело в этот день.
В народной традиции 22 марта известно под названиями Сороки, Сорок святых, Сорок сороков или Жаворонки. Славяне верили, что в этот день из тёплых стран прилетают первые сорок птиц, а первой из них считается жаворонок, несущий с собой весеннее тепло.
Главный обряд дня – выпекание из постного теста фигурок птиц, «жаворонков» или «сорок», которых делают в количестве сорока штук и часто украшают «золотистой» корочкой, мёдом и семенами. Этими фигурками угощают детей, соседей, развешивают их на деревьях, выносят за околицу и с песнями-веснянками «закликают» весну.
Церковь 22 марта рекомендует верующим посетить богослужение, помолиться сорока мученикам, подать записки о здравии и упокоении, а по древней традиции – поставить сорок свечей и совершить сорок земных поклонов по силам. Многие также поминают усопших родственников, посещая кладбища или заказывая поминовения в храме.
В быту хозяйки с раннего утра пекут обрядовую выпечку: булочки, пироги, вареники, лепешки или клецки в форме птичек, иногда с «гнездом» или «яйцами». Первый «жаворонок» традиционно отдавался огню как жертва солнцу, другие – раздавались детям, родственникам и даже скоту, а в некоторых местах их закапывали в поле как залог будущего урожая.
Сохранились и особые молодёжные обряды: парни в этот день качались на качелях «к счастью и урожаю», а девушки ломали сорок дощечек или разрывали сорок верёвочек, символически «размыкая» зиму и разрывая узы тёмных сил, удерживающих землю во льду.
В ряде регионов девушки гадали на суженого по направлению, куда упадёт брошенный через плечо «жаворонок» или какую фигурку первой съест собака.
Согласно народным представлениям, в день Сорока святых запрещены тяжёлая физическая работа, генеральная уборка, стирка, шитьё и любые «водяные» дела по дому, чтобы не «навлечь слёзы» и бедность на семью.
Нельзя ссориться, сквернословить, предаваться пьянству: праздник хоть и радостный, но остаётся днём строгого поста и молитвы.
Особенно строго наши предки относились к обращению с птицами: нельзя разрушать гнёзда сорок, прогонять их со двора или бросать в них камни, так как сорока считалась хранительницей дома от нечистой силы.
Существовали и частные запреты:
Так как день памяти мучеников всегда попадает на Великий пост, верующим предписывается воздерживаться от мяса, молока и яиц, отдавая предпочтение постным блюдам с растительным маслом.
В некоторых местах сложился обычай съесть в этот день «сорок ложек» постной еды или выпить символические «сорок капель» кагора «по числу мучеников», но священники напоминают, что главное – не застолье, а молитвенное состояние.
Особую роль играет ритуальная выпечка: её не только едят сами, но и раздают нуждающимся, тем самым соединяя память о страданиях святых с делами милосердия. В аграрных районах «жаворонков» иногда закапывали на поле или оставляли на межах, прося у святых и у сил природы доброго урожая и защиты от непогоды.
С Днём 40 мучеников связано множество погодных примет, по которым крестьяне судили о весне и лете. Считалось, что если 22 марта стоит тепло и солнце, то и следующие сорок дней будут мягкими и тёплыми, а сильный мороз обещает богатый урожай проса.
По наблюдениям за птицами делали отдельные выводы: прилёт жаворонка или скворца сулил скорое установление весенней погоды, ласточки – урожайный год, а много галок и сорок предвещало быстрое потепление.
Гром в этот день считался плохим знаком, а человек, которому удавалось насчитать сорок разных птиц, по поверьям, должен был быть здоровым и счастливым весь год.