В Бресте поздним вечером 16 сентября завершится ХХVII Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Своими впечатлениями о театральном форуме с TOMIN.BY поделилась известный московский критик, выпускница театроведческого факультета ГИТИС Алиса Литвинова.
- Через несколько часов театральный форум завершит свою работу. Что можете сказать о нынешней фестивальной программе? Какие коллективы вас порадовали?
- Стабильно радуют РТБД (Республиканский театр белорусской драматургии. – Прим. Т.Т.), а также белорусские куклы и Евгений Корняг как режиссер. В этом году Белорусский театр кукол представил «Умную собачку Соню» (постановка и инсценирование Евгений Корняг. – Прим. Т.Т.), — это также чудесный детский спектакль, умный, красивый и замечательный.
Алиса Литвинова.
Любопытна и международная программа, хотя и не самая сильная за все годы существования фестиваля, но довольно стабильная.
Был очень милый славянский театр, который привез детский спектакль «Квак и Жаб» («Театр-студия «УИ АРТ», Словения. – Прим. Т.Т.).
Неплох был и датско-российский театр «Диалог», который привез пьесу Олега Михайлова «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», и она произвела фурор.
Азербайджанский государственный академический музыкальный театр дал хороший спектакль «Кроткая» по Достоевскому. В нем артист понимает все, что он делает. Это же относится и к монодраме «Сны Гамлета» театра «Armmono» (Армения).
- Какая тенденция, на ваш взгляд, наметилась сейчас в театральном искусстве?
- Фестиваль в Бресте отражает общетеатральную тенденцию, несмотря на некоторую разнородность программы. Мне кажется, что в последнее время спектакли становятся все более оторваны от реальности. И в этом году даже был спектакль «На дне», который попытались превратить в философскую драму, забыв о социальных проблемах, что есть у Горького. И это тоже любопытно, потому что это решение времени. Отмечается скованность в разговоре про социальные проблемы, про конкретику реальности и попытку свести всё в обсуждение этических вопросов, каких-то абстракций.
- Самая интересная работа на «Белой Веже»?
- Самая интересная работа, на мой взгляд, «Гроза. Апокриф» режиссера Жени Закирова, который только год назад закончил режиссерский факультет.
- У меня к «Грозе» очень много вопросов…
- Но о ней хоть поговорить можно. Вы обратили внимание, что на обсуждении критики про «Грозу» говорили дольше всего, что говорит о качестве спектакля. О нем можно много спорить, и это тоже говорит о его достоинстве. Ведь есть спектакли, о которых даже поспорить нельзя: на первых 10 минутах уже все понятно и что ты с этих будешь делать.
«Гроза. Апокриф» по пьесе Островского московского театра "Школа драматического искусства".
- Какие самые слабые спектакли были по вашему мнению?
- Здесь надо делить по категориям. Если куклы, то это «Репка» Орловского театра кукол (театр был в прошлом году на фестивале. - Прим. Т.Т.). Они котов пинали, за мышью гонялись, которая всю работу выполняла. Была мизансцена, когда дед пытался бабку по голове ударить, но ему спину прищемило. И все это предназначено для 4-летнего зрителя. Кроме того, спектакль сделан очень плохо эстетически. Я каждый раз страдаю, когда на них смотрю.
В драме, я была сказала, что это Гродненский театр с его «Трибуналом» взял «топ». Они порезали пьесу, сделали из нее дешевую мелодраму. Я не понимала масштаб бедствия, пока случайно не выяснила, что главный герой великолепно играл в прошлом году в «Старосветских помещиках». А здесь режиссер его просто подставил. Мне стало очень грустно, потому что даже хорошего артиста, и это точно, в этом спектакле «убили».
«Головлевы», судя по всему, развалились со временем, потому что это старый спектакль, и в нем ничего не работает сейчас. И это грустно. Ну и у режиссера Сергея Федотова специфическая довольна манера бытоописания. Любопытно, что они 600 раз за спектакль упоминают религию. При этом мир там абсолютно бытовой, абсолютно горизонтальный, ни какой Бог там не присутствует. Никаких абсолютно выходов, ни актерских, ни режиссерских на коммуникацию с бытием, там не присутствует и явно не планировалось.
Кроме того, довольно разрозненный актерский ансамбль при всей моей любви к "Старому дому" и артистам – видимо, это режиссерские проблемы. При этом в первом акте – это один спектакль, в другом – другой. Как будто это два разные спектакля. Если их разъединить, то они получше будут, поскольку они не связаны. Персонажи сильно трансформируются. Приходишь после антракта, и вдруг неожиданно жестокая тираничная мать становится добродушной старушкой, которая заботиться о племянницах.
- Что бы вы хотели видеть на «Белой Веже» в перспективе?
- Московский театр «Шалом», который за несколько последних сезонов очень сильно набрал. Пришла новая команда. Они делают чудесные камерные спектакли. У них есть великолепный спектакль «Моня Цацкес - знаменосец». Там четыре артиста заняты и две табуретки. Не большая проблема их привезти. Хотелось бы увидеть больше молодых режиссеров и необычную литературу. Я говорю о российских, потому что их знаю. Есть прекрасная Елизавета Бондарь. У нее много работ, совсем свежих. Их также можно привезти. Они, как минимум, интересны для обсуждения.
Дима Лимбос – чудесный режиссер. В Кирове он поставил спектакль «Заткнись и исчезни». Они с драматургом совместно работали в лаборатории, вместе сочиняли текст, придумали историю. Дивная очень постановка. Там занято 6-7 артистов, почти нет декораций и привозить это не очень дорого.
Очень люблю РТБД, там совершенно дивные артисты. Люблю Анатолия Лелявского. У вас дивный театр кукол. Их работы всегда вызывают интерес.
Дополнено 22.09.2023.
С своими впечатлениями от фестиваля с TOMIN.BY также поделилась и театральный критик, театровед из Армении Сона Мелоян:
- На «Белой Веже» я впервые, поэтому у меня нет возможности сравнения с его предыдущими 26 релизами: я могу оценить исключительно нынешнюю «редакцию» форума. Что касается чисто административно-технической стороны организации фестиваля – он работает, как прекрасно отлаженный механизм, что не удивительно, если учитывать весьма солидный для театрального форума возраст «Белой Вежи».
Если говорить о творческой составляющей, то здесь хочется особенно отметить тот факт, что при фестивале работает группа экспертов-критиков и проходит обсуждение спектаклей. Это формат, который сегодня, к сожалению, мало где сохранился. Хотя, как мне кажется, значение подобных обсуждений сложно преувеличить. Обратная связь, на мой взгляд, очень важна как для театральных трупп-участников фестивальной программы, так и для журналистов, аккредитованных на «Белой Веже», студентов, театральной молодежи, которые присутствовали на обсуждениях.
В масштабной программе «Белой Вежи» были спектакли, которые соответствовали самой высокой профессиональной планке, хотя в составе экспертной комиссии были апологеты разных театральных школ и направлений.
Конечно, невозможно не признать, что программа нынешней «Белой Вежи» была неровной: наряду с блестящими спектаклями в ней нашлись и постановки более слабые. Но поставить это в упрек организаторам фестиваля просто не поворачивается язык.
В разговоре о фестивальных спектаклях оговорка «то, что удалось привезти» стала, увы, неизбежна. Я знаю это не понаслышке. У нас в Армении, где нет никаких санкций и теоретически можно привезти любой спектакль, действуют те же правила игры – изменилась логистика, повсеместно сокращается финансирование культуры. И в этих условиях организаторам «Белой Вежи» удалось собрать программу из 28 спектаклей, таких разных по стилистике, театральному языку и жанрам, представить разные форматы – от моноспектаклей до масштабных постановок, и, что очень важно, не забыть о маленьком зрителе и его эстетическом воспитании.
Лучшие спектакли «Белой Вежи» были интересными проявлениями режиссерского авторского высказывания. Режиссёры продемонстрировали большой арсенал современного театрального инструментария, чтобы убедительно настоять на своих позициях. Нашлись и спектакли, ставшие иллюстрацией к тому, что современный театр – искусство как никогда синтетическое. В этих работах умело переплетались драматическая актерская школа и элементы кукольного театра, музыка, хореография, клоунада, видеопроекция, отличная работа света. Может быть, мне не хватило чисто пластических спектаклей – это один из главных векторов сегодняшнего театрального развития. Так или иначе, судя по бурной реакции зрителя, фестиваль выполнил свою главную функцию: театр – это место социальной, а в данном случае и международной коммуникации.
Для меня «Белая Вежа» стала, в первую очередь, возможностью ближе познакомиться с белорусским театром. Не говоря уже о том, что белорусская драматургия – это отдельная песня, которой можно только позавидовать. Изысканный, красивый без красивости, сдержанный и очень современный спектакль «Камень глупости» РТБД. Пронизанный фольклором, с потрясающим музыкальным рядом спектакль «Могила льва» Могилевского театра кукол. Совершенно очаровательная, придуманная и продуманная во всех деталях «Умная собачка Соня» Театра кукол из Минска. Эти спектакли не только впечатлили, но и дали повод думать, что белорусский театр смело смотрит в будущее.
Мне доводилось видеть спектакли болгарского театра «Кредо», и было приятно убедиться, что он верен своему творческому кредо – театр объектов, театр-трансформер, безграничная игра воображения и стенобойное актерское обаяние. А театр для детей и юношества из Казахстана стал приятным открытием – их «Кровавая свадьба» с национальным лицом оказалась полна ярких метафор, с актерами, направляемыми крепкой режиссерской рукой. Ну и, конечно, «Гроза» московской «Школа драматического искусства» – большое театральное полотно и большое режиссерское высказывание.
И, на мой взгляд, проходящий в Бресте Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» продолжал доказывать одну мысль: то, что нас объединяет, гораздо больше и важнее того, что нас разъединяет.