Вечером 2 октября в каждом еврейском доме Израиля и во всем мире отметят начало нового еврейского года, 5785-го от Сотворения мира. Рош ха-Шана – один из самых значимых праздников в иудаизме. В это время евреи ходят в синагогу молиться и слушать священные звуки шофара. По традиции евреи дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Об истории и традициях праздника, что можно и запрещено в Новый год иудеям – в материале TOMIN.BY.
Еврейский Новый год на иврите называется Рош ха-Шана и празднуется 1-го и 2-го числа в новолуние иудейского осеннего месяца тишрей (тишри). Месяц тишрей выпадает на сентябрь-октябрь по григорианскому календарю. Именно в седьмой месяц, как считают евреи, Бог сотворил мир. Поэтому с него и ведется летоисчисление.
Еврейский календарь – лунно-солнечный, поэтому даты торжеств сдвигаются относительно гражданского летоисчисления. Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, но они считаются как один и называются «йома арихата» (длинный день).
В 2024 году по еврейскому календарю праздник начинается вечером в среду, 2 октября (канун торжества), и завершается вечером в пятницу, 4 октября. Согласно еврейскому летоисчислению, в этот день уходит 5784 и наступает 5785 год.
В переводе с иврита Рош а-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) означает «голова года». С него начинается в иудаизме календарный цикл. По традиции Рош ха-Шана приходится на шестой и последний день сотворения мира, когда был создан первый человек. Считается, что на Рош ха-Шана произошло сотворение Адама, сотворение Евы и изгнание их из рая.
В этот день Адам согрешил, раскаялся и был прощен Всевышним в день первого тишрея. Ежегодно в этот день он и его потомки, вставая перед судом Всевышнего, получают возможность стереть свои прегрешения и начать все сначала.
Цель божественного суда – не наказать, а дать возможность исправиться. Вот почему изгнание Адама и Евы из рая было не наказанием, а созданием новых условий для исправления.
Рош ха-Шана – это не только день сотворения мира, но и день, когда Бог судит мир.
Согласно традиции, 10 дней от начала Рош ха-Шана до другого важного праздника Йом-Кипура (Судного дня) – Бог будет выносить каждому приговор: кому – жить, а кому – умереть.
Этот период также называют ямим нораим (буквально – «Страшные дни» или «Дни трепета»). В это время евреям предписано тщательно обдумать и проанализировать свои поступки в прошедшем году, раскаяться в совершенных грехах. Любая работа, кроме внутренней работы по самосовершенствованию, иудеям запрещена.
Также принято просить прощение у ближних за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни».
В Талмуде говорится, что в Рош ха-Шана Всевышний открывает три Книги – праведников, грешников и среднюю книгу, в которую вписаны имена большинства. С того момента, как Бог сделал это, уже ничто не может изменить судьбу человека до конца года.
Праведников Творец сразу записывает в Книгу жизни, заверяя решение печатью.
Грешникам выносится смертный приговор, который также опечатывается. Облегчить участь грешника в судный день могут предшествующие тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака (благотворительность).
«Обычные люди» 10 дней находятся в подвешенном состоянии до Йом-Кипура. За это время они должны доказать, что достойны жизни в новом году.
Считается, что повлиять на божественное решение могут лишь искренне прочитанные молитвы, а главное – не менее искреннее раскаяние.
На протяжении двух дней евреи ходят в синагогу, молятся и слушают священные звуки шофара (инструмент из бараньего рога). Это, пожалуй, самая яркая традиция праздника. Звук шофара символизирует призыв на Божий суд и покаяние.
Также шофар напоминает об агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака.
В эти дни, по еврейской традиции, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы: по сто раз в каждый из двух дней. Рог должен издавать три различных звука: долгий; напоминающий призывный сигнал и короткий. «Трубный глас» слушают непременно стоя.
По традиции каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара «вживую».
В дни Рош ха-Шана у верующих нет ни малейшего намека на безудержное веселье.
После возвращения из синагоги наступает время зажжения свечей и трапезы. В канун первого дня праздника и в ночь второго дня хозяйки дома зажигают праздничные свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой.
Одинокий мужчина также обязан выполнить традицию, а потому зажигает свечи сам. Горят, обычно, две. Но некоторые женщины могут поставить дополнительные – по числу детей в семье.
В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, тогда сделать это можно позднее (до начала праздничной трапезы).
А вот новый огонь создавать нельзя – запрещено пользоваться спичками, зажигалками. Пламя должно перейти от горящей свечи.
В дни Рош ха-Шана все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки родным и знакомым, кто живет далеко. Традиционное поздравление с Рош ха-Шана так и звучит: «Шана това у метука!», что означает «Счастливого и сладкого года!»
Обряд еврейского новолетия ташлих заключается в избавлении от грехов уходящего года. Верующие собираются на берегу водоема, читают молитвы и кидают в воду крошки из карманов одежды.
Праздничный стол на Рош ха-Шана изобилует различными яствами, каждое из которых несет глубокий символический смысл. В торжественные дни на столе нет горькой, кислой и острой пищи, чтобы новый год не принес бед и несчастий. Во время застолья собирается вся семья и дальние родственники.
Трапеза в каждый из двух праздничных вечеров и в каждый из двух его дней начинается с произнесения благословения на хлеб.
В книге пророка Нехемии говорится, что в этот праздник нужно «есть жирное» и «пить сладкое». Поэтому на столе обязательно присутствует мясо. Голова барашка, к примеру, напоминает жертву Авраама, когда он был готов по требованию Всевышнего принести в жертву сына. Однако Творец, испытав его покорность и веру, повелел принести в жертву барашка.
Трапеза предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Вечерний кидуш длится от появления на небе звезд и до рассвета. Дневной – после дневных молитвы и до заката.
Во время первой трапезы принято есть сладкое – чтобы год был таким же. Поэтому на праздничном столе присутствует мед. Традиционным фруктом еврейского Нового года считается гранат, а где этот плод не растет, его заменяют яблоками.
Все блюда, подаваемые на стол, должны символизировать изобилие в наступающем году.
Рыба – символ плодородия, рыбьи головы, «чтобы быть головой, а не хвостом»; баранья или рыбная голова – знак первенства; морковь, порезанная кружочками, – по форме и цвету напоминает золотые монеты и означает богатство; хала (круглый сладкий хлеб с изюмом) – чтобы год принес здоровье.
В начале застолья присутствующие съедают по кусочку халы, а затем дольку яблока, предварительно обмакнув ее в мед, чтобы год был сладким и счастливым.
А вот орехи в этот день есть запрещено: числовое значение (гематрия — сумма числовых значений букв, составляющих это слово) слова «орех» на иврите совпадает с числовым значением слова «грех».