Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
03
янв 2024

Календарь еврейских праздников и памятных дат на 2024 год

 

TOMIN.BY     

Календарь еврейских памятных и торжественных дней на 2024 год (5784-5785 гг. по еврейскому календарю). Обращаем внимание, что все еврейские праздники начинаются накануне вечером после захода первых трех звезд. В 2024 году еврейская Пасха отмечается с 23 по 29 апреля, а еврейский Новый год наступает в ночь с 3 на 4 октября.

Еврейский календарь — это лунно-солнечный календарь, основанный на лунных циклах, но откорректированный так, чтобы Новый год всегда начинался в осенние месяцы. В нем 12 месяцев, каждый из которых состоит из 29 или 30 дней. Каждый месяц начинается с новолуния. Год начинается и заканчивается в субботу. 

 

Рош ха-Шана: как празднуется еврейский Новый год — история и традиции

 

 

Еврейские праздники и памятные дни на 2024 год 

(5784/5785 гг. по Еврейскому календарю)

 

25 января (15 швата  — Ту би‑Шват (Новый год деревьев Земли Израиля)

Иудейский религиозный праздник отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю. По григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. В этот день разрешено работать. В основе Ту би-Швата лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней засухи, то именно это время и было избрано.

Отмечая новый год деревьев, мы анализируем слова Торы, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом.

21 марта, 13 адара, Пост Эстер (Таанит-Эстер), в 2024 году перенесен с Шаббата.

Пост Эстер - день траура. Пост длится с рассвета до наступления сумерек в канун праздника Пурим. Это дополнительный пост в память о разрушении Храма. 

Если 13 адара выпадает на субботу, то пост переносится на предшествующий субботе четверг (11 адара). Во время этого поста (так же как и в другие посты) нельзя не только есть, но и пить. Пост был установлен в память о событиях Пурима, когда по инициативе Эстер евреи Персии постились и молились о спасении от истребления их Аманом. Тогда евреи постились три дня. Однако для последующих поколений установили однодневный пост, ибо дольше без воды могут обходиться только особо сильные духом люди. Так как пост Эстер не входит в число четырех упомянутых в Писании общественных постов, законы его соблюдения мягче: не поститься разрешено беременным, кормящим матерям и больным, а также выполняющим тяжелую работу. 

24 марта, 14/15 адара, Пурим Катан (Малый Пурим)

Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в 14 день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля - началу марта по грегорианскому календарю).

23 апреля (15 нисана) - 29 апреля (21 нисана) — Песах. Еврейская Пасха - одно из самых важных событий в еврейской культуре.

 

 

 

Песах — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.

Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни, но работать не запрещено.

Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.  

Слово «песах» (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.

В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Позже эти праздники были объединены.

Главным моментом Песаха является вечерняя трапеза, (седер, «порядок»), которая проходит в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для праздничных занятий. В эти дни не выполняют домашнюю работу, но приготовление пищи разрешено.

В свободное время изучают Тору, больше времени проводят с семьей, путешествуют по земле Израиля, ходят в гости. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город. 

На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм, в котором на второй день праздника нужно принести в жертву ягненка и сноп ячменя.

В седьмой день Песаха, который завершает торжества праздника, отмечается окончательное освобождение. День считается нерабочим. 

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: «В будущем году - в Иерусалиме!»

5 мая — День памяти жертв Холокоста (Йом ха-Шоа - День Катастрофы и Героизма)

Йом ха-Шоа - день Катастрофы и героизма европейского еврейства, в Израиле отмечается каждый год по еврейскому календарю 27 нисана (если 27 нисана выпадает на пятницу - 26 нисана, а если 27 нисана выпадает на субботу - 28 нисана). Это день начала восстания в Варшавском гетто. В праздник вспоминают евреев, пострадавших от нацистов во время Второй мировой войны.

Дату 27 нисана предложил первый премьер-министр Израиля Давид Бен Гурион, который считал 27-е число месяца нисан (день начала восстания в Варшавском гетто) наиболее подходящей датой. В этот день по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны.

13 мая - День независимости Израиля (Йом ха Ацмаут)

День независимости Израиля - главный государственный праздник Израиля. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (4 ияра по еврейскому календарю). Отмечается ежегодно во вторник, среду или четверг, ближайшие к 5 ияра, в память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948 года. День независимости никогда не отмечается в пятницу, субботу и воскресенье.

22 мая – Песах-Шени (День 14 Ияра, Второй Песах)

14-е Ияра не является праздничным или полупраздничным днем. Работа разрешена.

В этот день во времена существования Иерусалимского храма в него приносили пасхальную жертву те, кто не имел возможности сделать это в срок, 14 Нисана, - из-за того, что находились в состоянии ритуальной нечистоты или не могли вовремя прибыть в Иерусалим из удаленного места.

С того времени сохранился обычай есть в этот день мацу, оставшуюся от праздника Песах, в память о пасхальной жертве, которая съедалась вместе с мацой. 

26 мая — Лаг ба‑Омер

Лаг ба-Омер (18 ияра) - 33-й день отсчета Омера - праздничный день еврейского календаря, отмечающий годовщину кончины великого мудреца и каббалиста рабби Шимона бар Йохая, автора книги Зогар. В этот день устраивают пикники и прочие увеселения, жгут костры и стреляют из лука.

Работать разрешено.

33 день Омера - совершенно особенный день, отличающийся от других дней этого периода. Лаг (буквы «ламед» и «гимель») — это обозначение числа «33». По преданию, в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. В этот день можно устраивать свадьбы, веселиться, но в молитвах этого дня не говорят: «Таханун».

3 июня - День Спасения и Освобождения (26 ияра) - День Победы

9 мая 1945 года — день Победы над гитлеровской Германией, день радости и скорби. Во Второй мировой войне погибло около 60 миллионов человек, из них 6 миллионов были евреями. 9 мая 1945 года по еврейскому летоисчислению выпало на 26 ияра 5705 года. С недавних пор раввины Европы приняли решение внести эту дату в еврейский календарь и отмечать 26 ияра как День Спасения и Освобождения.

5 июня – День Иерусалима (Йом-Йерушалаим)

Йом-Йерушалаим (28 ияра) - провозглашён в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), когда Израиль завоевал Старый город. После окончания войны за независимость (1948) еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания - Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.

12-13 июня — Шавуот (праздник дарования Торы, 6-7 сивана)

Работа запрещена. Праздник отмечается на 50 день омера.

Праздник Шавуот (Шавоут I - 6 сивана, Шавоут II - 7 сивана) отмечается в память величайшего события в истории человечества – Синайского откровения, когда евреи получили Тору на горе Синай. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) Всевышний даровал евреям Тору (Великую Книгу) и Десять заповедей. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и везде. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.  

23 июля - Пост 17 Таммуза (День бедствий)

Пост 17 Тамуза - один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 Ава. Траурный пост 17 Тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 Тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 Ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм. Пост 17 Тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 Ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн аМецарим» — «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 Тамуза и 9 Ава). 

 

 

27 июля — Пост 9 Ава (Тиша-бэ-Ав). Установлен в память о разрушениях Иерусалимского храма.

13 августа – Пятнадцатое Ава

Пятнадцатое Ава включено в число двух величайших еврейских праздников года, однако особого ритуала у него нет.

Работать разрешено.

3-4 октября — Рош ха‑Шана (еврейский Новый год: 5785 год от сотворения мира)

Один из самых значимых праздников Рош ха-Шана или Еврейский Новый год. Его празднуют 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В эти два дня евреи ходят в синагогу молиться и слушать священные звуки шофара, взывающего к человеческой совести. По традиции дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.

Работа запрещена.

6 октября – Пост Гедалии (3 тишрея 5785 года)

Пост Гедальи — это день траура и поста, отмечаемый 3 тишрея по еврейскому календарю, на следующий день после Рош а-Шана. Если этот день выпадает на субботу, пост сдвигается на воскресенье. Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, в это время ничего не едят и ничего не пьют. 

Гедалья (Гедалия, Гедальяу) - имя наместника Иудеи, фактического правителя страны в последние дни ее существования, незадолго до Вавилонского изгнания. В результате заговора наместник Гедалья был убит. С его смертью погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. В память об этих трагических событиях и установили пост Гедальи.  

12 октября — Йом Киппур (День искупления, Судный день, День Всепрощения)

В иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год. В этот день верующие иудеи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещают синагогу.

17 – 23 октября — Суккот (праздник шалашей, веселый праздник) с 15 по 21 тишрей

Этот праздник имеет несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Суккот - один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. Если все другие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40 лет. 

24 октября - Шмини Ацерет (22 тишрея)

Шмини Ацерет - восьмой завершающий день еврейского праздника Суккот. Празднуется 22 числа месяца тишрей.

25 октября - Симхат Тора (23 тишрея)

Симхат Тора - празднуется сразу после Суккот. Этот день - начала нового цикла чтения Торы - самый радостный и веселый в еврейском году, когда танцует и ликует весь еврейский народ. 

26 декабря — 2 января 2025 года — Ханука (праздник света и чуда, Освящение Храма) 

Праздник Ханука (обновление, освящение) установлен в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 году до н. э., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено из-за осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день месяца кислева 165 года восстановили богослужение по своему закону.

По древнему преданию, в храме чудесным образом был найден сосуд со священным елеем для возжигания светильника. Поэтому евреи празднуют ежегодно Ханука, зажигая лампады или свечи в течение восьми дней, начиная с 25 кислева. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.  

10 января 2025 года - Пост 10 Тевета (Асара-Бэтевет), день траура, поста и раскаяния

10 числа месяца Тевет в 3336 году от Сотворения мира (425 г. до н. э.) войска вавилонского царя Навухаднецара осадили Иерусалим.  Спустя 13 месяцев - девятого Тамуза (а согласно одному из мнений - семнадцатого) 3338 года - стены города были пробиты и затем 9 Ава был разрушен Священный Храм, а еврейский народ был изгнан в Вавилон на 70 лет. С разрушением Первого храма были потеряны великие духовные ценности, которыми еврейский народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. 

 

***

Рош-Ходеш - "малый" еврейский праздник 

Рош-Ходеш приходится на первый день каждого лунного месяца, за исключением месяца тишрей. Празднуется один или два дня в зависимости от длины месяца. Если в месяце 29 дней, Рош-Ходеш празднуют в первый день нового месяца, если же в месяце 30 дней, то в последний день старого месяца и первый день нового. 

 

Шаббат  - седьмой день недели по еврейскому календарю, приходится на субботу 

Шаббат - в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу). В этот день Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат - первый из всех праздников, установленных Господом изначально еще при сотворении мира. Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти заповедей.

Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах. Последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. 

В Шаббат нельзя готовить горячую еду, поэтому ее готовят до наступления Шаббата. По этой причине появились многие известные еврейские блюда. Среди них - чолнт, цимес, кугол, которые могут стоять долго в тепле и становятся вкуснее.

 

Смотрите также: