Один из авторов нашего «Фотовернисажа» Александр Климович делится с пользователями TOMIN.BY секретами съемки самого красочного момента любого праздника – салюта и фейерверка…
Еще совсем немного – и придет один из моих любимых праздников в Бресте – День города. Шествия, представления, ярмарки… и кульминация – фейерверк. Мои знакомые по этому последнему поводу периодически спрашивают – как лучше фотографировать фейерверк? Поделюсь и с Вами своим опытом.
Для увеличения нажмите на снимок.
Кроме фотоаппарата, нужен штатив. Выдержки будут длинными, без штатива у вас скорее получится что-то наподобие фризлайта - замысловатые цветные штрихи, или невзрачные картинки с шумами, если доверите съемку автомату.
Одним из условий получения хороших снимков является выбор места съемки, поэтому надо подходить к этому обдуманно. Если вы будете располагаться слишком близко, то получите красивую цветную картинку на пустом небе – один раз посмотреть и забыть. Если далеко, даже с большим зумом – тоже ничего хорошего: вся четкость и мелкие детали уйдут. Должно в кадре быть еще что-то кроме фейерверка – узнаваемые здания или их контуры, отражение в воде, народ, наблюдающий за происходящим и т. д. – тогда фото будет запоминающимся. Оптимальным расстоянием от точки съемки до фейерверка будет 150 – 300 метров.
Придите заранее к месту, которое вы для себя определили, чтобы установить камеру и сделать настройки. Желательно чтобы камера была на некотором возвышении – над головами близстоящих зрителей. Чтобы композиция была уравновешенной, выберите ракурс, чтобы фон занимал примерно треть или четверть.
Установив фотоаппарат на штатив, перейдем к настройкам и технике. У большинства зеркальных камер и некоторых продвинутых беззеркальных имеется режим «BULB» (В) - ручная установка выдержки: пока держишь нажатую кнопку спуска, идет экспозиция. Чувствительность установите минимальную - в большинстве фотоаппаратов это 100 ISO. Диафрагму прикрываем в пределах 8-11. Отключаем автофокус - если этого не сделать, то фотоаппарат «сдуреет», не сможет сфокусироваться и, соответственно, не позволит сделать снимок. Вручную устанавливаем фокус ближе к значку ∞ - «бесконечность».
Если снимаете в формате JPG, баланс белого выставляйте на автомат. Но я рекомендую снимать, если есть такая возможность, в формате RAW – у вас появится больше возможностей обработки фотографий – темные участки осветлить, светлые приглушить, создать неповторимый цветной колорит. Но это уже другая история, как говорит Леонид Каневский в своей телепрограмме.
Выдержка нужна достаточно продолжительная, в пределах 3-6 секунд. Если держать палец эти секунды на спуске, все равно произойдет некоторое смазывание кадра – тремор тела человека передастся на фотоаппарат, даже если он установлен на штативе. Поэтому пользуемся проводным тросиком (пультом) спуска затвора, или беспроводным ИК-пультом. Можно воспользоваться возможностью, которая есть у некоторых камер – управлением с помощью смартфона. Нажали спуск в подходящий момент - и любуйтесь фейерверком вместе со всеми, отсчитывая в уме секунды.
Если нет пульта ДУ - не беда! Установите мануальный (M) – ручной - режим. Также отключите автофокус, подведите фокусировку камеры ближе к бесконечности, выставьте минимальную чувствительность матрицы, установите выдержку 3-4 секунды… и включите автоспуск с задержкой 2 секунды. При этом Вы становитесь оракулом, предсказывающим на эти секунды красивые всполохи фейерверка.
И последнее – предварительно сделайте несколько пробных кадров, оцените их и в случае необходимости подкорректируйте экспозицию, прикрывая, либо наоборот открывая, диафрагму, или увеличив на одну ступень чувствительность матрицы.
Всем удачи! Для примера размещены несколько прошлогодних фотографий фейерверка в Бресте.