Железнодорожной станции Брест-Центральный и Брестскому железнодорожному вокзалу 28 мая 2016 года исполняется 130 лет. Сегодня вокзал станции Брест-Центральный - памятник архитектуры и действующий музей мрамора под открытым небом.
История Брестского железнодорожного вокзала
28 мая 1886 года из Жабинки в адрес члена правления Московско-Брестской железной дороги Н.Н. Петерса начальник службы ремонта путей и зданий К.С. Лямин отправил телеграмму, в которой говорилось: «28 мая 1886 года после молебствия, сего числа с 2–х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции». Дата, указанная в телеграмме, начала отсчет истории станции Брест-Центральный и ее железнодорожному вокзалу. С тех пор уже прошло 130 лет. А телеграмма хранится в историко-политическом музее Брестского железнодорожного вокзала.
Новый Брестский вокзал. Вид с привокзальной площади.
Первый железнодорожный вокзал в Бресте был открыт 1 ноября 1869 года. Здание возвели на территории, где сегодня располагается завод «Брестгазоаппарат», в конце улиц Петровской и Николаевской. Ныне это улицы Карбышева и Куйбышева.
В августе 1879 года здесь побывал император Александр II. Царский поезд прибыл в Брест из Варшавы в полночь 21 августа. Император переночевал в своем вагоне. Утром 22 августа лично провел смотр войск в Брестской крепости, а в 11 часов убыл из Бреста в Одессу.
Визит сопровождался необычайными мерами предосторожности. Император ехал в экстренном поезде № 2, а поезд № 1 шел впереди с опережением на час. Вдоль железнодорожного полотна разъезжали конные полицейские. А через каждую версту было выставлено по 5 благонадежных крестьян. Они следили, чтобы на рельсах не было посторонних предметов и не допускали к железнодорожному полотну никого, кроме полицейских.
Брест-над-Бугом. Железнодорожный вокзал. 1930-ые годы.
Аналогичные меры безопасности принимались на Брестском вокзале. Сохранившиеся документы гласят: «Публика не должна быть допущена на платформы и по возможности на станцию». А все потому, что на Александра II к тому времени было совершено уже несколько покушений.
Об этом мне рассказал общественный директор и хранитель фондов музея Брестского отделения Белорусской железной дороги с 1985 года Савва Тихонович Шпудейко.
Савва Тихонович Шпудейко.
Савва Тихонович, к слову, в соавторстве с журналистом Игорем Муфелем написал книгу «Брестский железнодорожный вокзал – западные ворота страны», вышедшую к 120-летию вокзала станции Брест-Центральный. «Тогда я осуществил главную мечту своей жизни – собрал воедино историю нашего вокзала. Мне это удалось сделать при абсолютном понимании руководства железной дороги. Мы ее писали по материалам нашего музея, провели дополнительные исследования», - рассказал собеседник.
Продолжение на следующей странице