Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста

 

 
06
апр 2015

Декрет №3 ”О предупреждении социального иждивенчества“: вопросы и ответы

 

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал декрет №3 ”О предупреждении социального иждивенчества“. Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

TOMIN.BY публикует основные вопросы и ответы на них.

Как соотносится размер сбора с суммой госрасходов в расчете на одного человека? Почему было принято решение о том, что сбор должен составлять именно 20 базовых величин?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом №3 гражданин обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор на финансирование государственных расходов в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. Сумма в размере 20 базовых величин ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году.

На какие цели будут направляться средства от сбора на финансирование государственных расходов?

Валерий Ковальков:
Декретом устанавливается порядок взимания сбора. Он будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу этих органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.

На кого распространяется обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются трудоспособные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в республике, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.

В каких случаях сумма сбора уменьшается?

Михаил Рассолько:
В соответствии с декретом гражданин обязан заплатить в бюджет сбор на финансирование госрасходов за соответствующий год в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января налогового периода.

В целях стимулирования плательщиков к уплате сбора самостоятельно декретом предусматривается уменьшение размера сбора. Если плательщики сбора в период с 1 августа текущего налогового периода и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании госрасходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней, а также уплатят сбор не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то сумма сбора уменьшается на 10%.

От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин. При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Должны ли студенты заочной и платной формы получения образования, временно неработающие (более чем 6 месяцев), уплачивать сбор на финансирование государственных расходов?

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.15 пункта 5 декрета №3 к периоду участия гражданина в финансировании государственных расходов относится период получения образования только на дневной форме получения образования (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов и совершенствования возможностей и способностей личности). При этом не имеет значения, учится он на бюджетном месте или за свой счет.

Чем чревата неуплата или неполная уплата сбора на финансирование госрасходов?

Алексей Бегун:
За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применено административное взыскание в виде административного ареста, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ.

Предваряя вопрос, поясню, что это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, и конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами и др.), в ближайшее время будет установлен постановлением Совета Министров.

Включается ли в трудовой стаж для назначения пенсии календарный год, за который будет уплачен сбор на финансирование государственных расходов?

Валерий Ковальков:
Трудовая пенсия должна зарабатываться. Для формирования пенсионных прав за конкретного гражданина в пенсионную систему должны быть уплачены целевые пенсионные взносы.

В соответствии с законодательством в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Наряду с работой в стаж для назначения пенсии также засчитываются отдельные социально значимые виды деятельности без уплаты страховых взносов. Это время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, осуществления ухода за инвалидом первой группы и человеком, достигшим 80-летнего возраста, и др. Расширение этих видов деятельности не планируется.

В декрете №3 идет речь о периодах, в течение которых трудоспособные люди не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством. В этой связи их обязывают уплатить государству соответствующий сбор. Зачет в стаж для назначения пенсии таких периодов неоправдан.


Как будет осуществляться взаимодействие госорганов и организаций для выявления плательщиков сбора?

Каким образом и кто именно будет выявлять иждивенцев? Какие органы будут в этом участвовать?

Валерий Ковальков:
Будет формироваться список плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. Для этого Министерство по налогам и сборам совместно с государственными органами, подчиненными Президенту, республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно будет формировать информационную базу плательщиков сбора. База данных в региональном разрезе будет направляться в налоговые органы для принятия мер. Это, в свою очередь, обеспечит планомерную работу налоговых органов по контролю за поступлением доходов в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска.

За какие нарушения законодательства о занятости населения планируется усилить ответственность нанимателей?

Валерий Ковальков:
Предлагается сократить до 5 дней срок уведомления нанимателями об образовавшихся вакансиях (сейчас - 14 дней), одновременно увеличив размеры штрафа за нарушение установленного срока. Предусматривается также установить обязанность нанимателей по информированию службы занятости о предстоящем высвобождении работников с целью оперативного оказания им содействия в трудоустройстве, минуя стадию безработицы. Полагаем, что такие изменения позволят более оперативно оказывать содействие безработным в трудоустройстве.


Если человек работает на полставки, то на него декрет №3 уже не распространяется?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку).


Если член семьи в трудоспособном возрасте не работает в связи с уходом за взрослым инвалидом, то он в какой категории - тунеядцев или нет?

Валерий Ковальков:
Согласно законодательству в случае нуждаемости инвалида первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу за инвалидом первой группы, выплата которого производится из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

В соответствии с подпунктом 5.17 пункта 5 декрета в период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.

Какие меры будут предприниматься для того, чтобы обеспечить людей работой, когда обращений будет становиться еще больше в связи с подписанием декрета №3?

Валерий Ковальков:
Да, действительно сегодня ситуация на рынке труда республики характеризуется снижением спроса на рабочую силу, а также увеличением количества зарегистрированных безработных. На 1 марта нынешнего года наниматели заявили в службу занятости о 26,5 тыс. вакансий, на учете состояло 35,9 тыс. безработных, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8% от численности экономически активного населения (при прогнозе на конец года - 1,5%). В этих условиях территориальные службы занятости увеличили направление безработных на обучение (переобучение), чтобы они получили профессию, востребованную на рынке труда, и быстрее нашли работу. По сравнению с 2014 годом численность направленных на обучение безработных увеличилась на 40%. Также активизировано направление граждан (и безработных, и тех, кто не имеет статуса безработного, но желает получить дополнительный доход) на оплачиваемые общественные работы.

Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год определены мероприятия активных мер политики занятости, в том числе переселение безработных на новое место жительства и работы, предоставление субсидий для открытия собственного дела, адаптация инвалидов к трудовой деятельности и др. На реализацию госпрограммы предусмотрено Br241 млрд 150 млн.


Освобождаются ли от уплаты сбора оба неработающих родителя, воспитывающих троих несовершеннолетних детей? Или сбор должен по итогу заплатить один из них? Кто попадет в список плательщиков - мать или отец?

Декретом признается участвующим в финансировании государственных расходов один из родителей (усыновителей, опекунов и др.), воспитывающий ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

С учетом норм статьи 32 Конституции Республики Беларусь о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях решение об уплате сбора одним из родителей должно приниматься семьей.

Освобождены ли белорусы, работающие в России, от уплаты сбора?

Михаил Рассолько:
Подпунктом 3.1 пункта 3 декрета №3 от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально. Если гражданин работает в России легально, то у него проблем по данному вопросу не возникнет.


Каким образом должен поступить выезжающий на заработки более чем на полгода, чтобы подтвердить свое отсутствие на территории Беларуси, если штампа о пересечении границы у него нет?

Михаил Рассолько:
День въезда (выезда) в Беларусь (из Беларуси) физического лица определяется на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда).

Если документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории республики, плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения. Это документ, удостоверяющий личность; копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Беларуси или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории Беларуси или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории республики или иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица в течение календарного года (годов); копии иных документов, подтверждающих въезд в Беларусь (выезд из Беларуси) и время пребывания на территории Беларуси или иностранного государства.


Как решен в декрете вопрос об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей?

Валерий Ковальков:
Участием в финансировании госрасходов для одного из родителей засчитываются периоды воспитания в семье детей в возрасте до 7 лет, поскольку получение дошкольного образования в соответствии с законодательством не является обязательным и обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования составляет в настоящее время менее 100% (в 2013 году - 74,5%). Кроме того, обучение в учреждениях общего среднего образования начинается с 6- либо 7-летнего возраста ребенка в зависимости от медицинских и иных показаний (например, разный уровень адаптации у детей к детскому коллективу, связанный с особенностями психофизического развития ребенка и др.), то есть имеется необходимость ухода за детьми дошкольного возраста. Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, воспитание трех и более несовершеннолетних детей также учитывается как участие в финансировании госрасходов - с целью сохранения последовательности в реализации проводимой государством семейной политики по поддержке особо уязвимых категорий семей.

Если человек проживает в сельской местности, где нет подходящей работы, освобождается ли он от уплаты сбора на финансирование государственных расходов?

Валерий Ковальков:
В декрете учтены различные варианты занятости граждан. Периодами участия в финансировании государственных расходов считаются периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; выполнения работ по гражданско-правовым договорам; осуществления ремесленной деятельности; а также периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.


Располагает ли МНС оценочными данными, сколько в Беларуси так называемых тунеядцев?

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.


Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.


Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

 

 

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.


Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

 

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.


Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

Валерий Ковальков:
Декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) без учета продолжительности рабочего времени.