Костромской камерный драматический театр сейчас находится на гастролях в Беларуси. Молодой коллектив во главе с заслуженным работником культуры республики Марий-Эл, художественным руководителем театра Борисом Голодницким, уже побывал в Гродно. В Бресте труппа выступала на сцене Брестского академического театра драмы. Впереди - Минск, Гомель и Витебск.
В Бресте труппа дала три спектакля: «Осторожно, женщины!», «Нелегалка» и детский мюзикл - "Три толстяка". Эти «три боинга», как их называют худрук и артисты, не случайно были выбраны из 40 постановок репертуарной афиши для гастрольного тура по 5 городам Беларуси.
«Эти работы каждый раз восторженно принимает публика. Постановка «Осторожно, женщины!» идет 10 лет с разными составами, «Нелегалка» - 7 лет. Над спектаклем можно работать всю жизнь, пока ты его играешь, пока ты живешь с этими персонажами, которые находятся внутри тебя самого», - отметил Борис Исакович, отвечая на вопрос TOMIN.BY.
- В чем секрет вашего успеха?
- "Наш театр - молодой организм, ему всего 19 лет. И одним из первых спектаклей был поставлен «Маленький принц» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Там есть замечательная фраза: «Любить надо сердцем». Играть надо тоже сердцем и создавать театр надо эмоционально и сердечно", - считает Борис Голодницкий.
«Когда чувствуешь, что тебя слышат, видят, понимают и сопереживают - это и есть главная пружина и мотив успеха. Мы знаем: для кого работаем, как создаем и зачем мы это делаем», - говорит собеседник.
«У нас есть очень серьезные спектакли, - подчеркивает худрук. - К примеру, трагикомедия «Демократия» Иосифа Бродского, которого мало кто знает. На эту постановку идет только понимающий зритель, который захотел пойти на Бродского.
«Провинциальный анекдот» Александра Вампилова - это наша новая и не обкатанная еще работа, поставленная с новой труппой в 2016 году в начале сезона. Вампилов – это история 60-х, 70-х и 80-х годов. Это те гостиницы, по которым мы много ездили. Мы знаем эти два анекдота в одном спектакле. Они очень смешные. Мы хотим посмотреть на историю Советского Союза этого времени, на ту нелепость, которая была. На табу в гостиницах: гости до одиннадцати и не позже, чего нельзя в них делать и что можно. Мы с удовольствием посмеялись и повспоминали эту ретро-тему".
Основатель и художественный руководитель Костромского камерного драмтеатра Борис Голодницкий.
Как выяснилось во время разговора, в Беларуси коллектив из Костромы приехал не первый раз. Несколько лет назад артисты камерного драмтеатра побывали в Гомеле. Тогда они впервые соприкоснулись с культурой Беларуси, посмотрели «потрясающе красивые пейзажи, чистые дороги, аккуратные покрашенные заборы».
«И нам захотелось увидеть все пространство, всю Беларусь. И теперь понимаем, что не ошиблись. Ваш Гродно – это очень красивый европейский город с потрясающей архитектурой, костелами, церквями, множеством красивых исторических мест. Это, конечно, потрясает. Впечатлили Брест, Брестская крепость, Беловежская пуща. Мы все это посмотрели за день. Нам было приятно, что в Бресте утром был полный зал детей. Брестский театр сделал все возможное, чтобы мы достаточно атмосферно могли выстроить свой полуторачасовой спектакль на большую детскую аудиторию. Дети его слушали, смотрели, улыбались, аплодировали. Такой теплый прием был», - продолжает рассказ Борис Исакович.
«Нам было интересно расширить свою карту гастролей и карту познаний. Для наших актеров – это большая интересная туристическо-творческая поездка. Они смотрят совершенно разные театры, архитектуру зданий, видят культуру белорусских театров. За кулисами мы видим, как строятся декорации. Это тоже эстетика, которая обогащает людей. Когда у актеров довольно плотный график, и они заняты в одних и тех же спектаклях на гастролях, это очень полезно – они оттачивают свое мастерство», - уверен Борис Голодницкий.
- А что можете сказать о белорусском зрителе?
- Люди, выросшие в одной стране, мало могли измениться и поменяться, так мне кажется. Потому что мы - одна семья. Я сам родился в Киргизии. И когда мы изучали язык, это тоже было явлением, единением. Потом произошло то, что мы видим сегодня. А люди? У всех есть сердце, душа. В той или иной степени они – зрители, для которых мы работаем.
Мне кажется, что в России, на Украине и в Беларуси люди, думающие, живущие схожими проблемами. Если они купили билеты и пришли на спектакль, значит им это надо. Они любят этот вид искусства и театр. Они хотят, чтобы их повеселили, хотят смеяться, плакать, сопереживать. И это важный для нас момент.
- 21 год назад в Бресте прошел первый международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Но за это время вы не разу не приезжали в город над Бугом. Почему?
- Мы не знали о вашем фестивале, к сожалению. Сейчас, познакомившись с вашим театром и публикой, подадим заявку. Надеемся, что нас пригласят. Ведь наш театр в год бывает на 5-6 фестивалях. Мы зарабатываем на это деньги, а не ищем спонсоров. При этом стараемся сделать так, чтобы наш коллектив очень интересно жил. Мы ездим в самые дальние уголки. Были в Дагестане – это 2300 км от Костромы. Преодолеть такой путь на автобусе – это достаточно сложная процедура. В 2016 году были в Екатеринбурге – для нас это тоже достаточно длинная дорога. В этом году едем на два фестиваля с «Ревизором» и сказкой «Золушка».
- Над чем сейчас работаете?
- Сейчас готовим большой спектакль «Бесова душа» потрясающего московского писателя Евгения Шишкина. Его произведения сравнивают с «Поднятой целиной» Шолохова. «Бесова душа» - это военное произведение и потрясающая тема. Бесовая душа, которая сидит в человеке, оказывается, может поломать его жизнь. Она заканчивается совершенно нелепым образом.
7-9 апреля в театре состоится премьера вокально-драматического моно-спектакля о войне «Горячий снег» Симонова.
Мы работаем с очень интересной оперной солисткой театра республики Марий-Эл, Йошкар-Ола, Натальей Кузьминской. Это вторая наша работа с ней. У нее потрясающий голос. Первый спектакль с ее участием «Сто часов счастья» был потрясающим. Мужские диалоги вместе с ее пением - это очень необычная форма для камерного театра.
- Эксперименты – ваш конек.
- Эта так. Мы не боимся работать на любой площадке. Спектакль «Хочу Паваротти», к примеру, шел в ресторане. А первый спектакль «Три толстяка», созданный на заре театра, шел в цирке. Это был спектакль с животными, клоунами, гимнастами.
Несмотря на то, что наш театр камерный, мы пытаемся раздвигать свои границы. Поэтому планов у нас очень много, и поездок тоже. Нам хочется интересно и красиво жить. И нынешние гастроли в Беларуси – реализация наших идей.
***
Борис Исакович Голодницкий родился в 1959 году в г. Фрунзе (Бишкек) Киргизской ССР. Окончил Фрунзенское художественное училище им.С.А. Чуйкова и Алма-Атинский театрально-художественный институт (ныне – Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова).
Работал главным художником драматических театров Алма-Аты, Севастополя и Костромы. Был художником-постановщиком и дизайнером по костюмам на Ялтинской киностудии, киностудии «Ленфильм», киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького.
С 1996 года – главный художник Академического русского театра драмы им. Г.В. Константинова.
В 1999 году создал Костромской муниципальный «Камерный драматический театр».