Черняковская Свято-Николаевская церковь была всегда в центре внимания нашего, теперь уже очень далёкого детства, а престольный праздник церкви, который на местном языке именовался «Мыколой» и выпадал на 22 мая, являлся символом небывалого торжества и многолюдья родного Чернякова. Никто в те годы не придавал особого значения истокам этого события, оно просто всем казалось вечным.
Осознанность реальности бытия вернули вандалистские события 1961 года, когда церковь против воли местных людей оказалась закрытой, и Черняков на несколько десятилетий погрузился в тишину безнадёжного ожидания возвращения утраченного праздника «Мыколы». Но случилось непредвиденное, на что безмолвно указывал все эти годы ожидания свалившийся с подгнившего купола церкви крест, который не упал на землю, а воткнулся своим позолочённым остриём в старую гонтовую крышу церкви, чем мог предвещать символически некий переворот текущих событий, и «перестройка» действительно вернула Чернякову «Мыколу». Не верь после этого в предсказания Всевышнего!
Крестный ход в черняковской Свято-Николаевской церкви. 1950-е годы.
Копию основного документа церкви, «Фундушевую запись», которой церковь наделялась двумя волоками (1 волока равнялась 21,6 га) земельных угодий, сумела сохранить коренная черняковка Юдчиц Валентина Григорьевна (Валя Гришина). Этот принципиальной важности для Чернякова исторический документ имеет точную дату 25 октября 1725 года, что даёт основание Черняковской Свято-Николаевской церкви, одной из старейших на Берёзовщине, отметить в 2025 году своё 300-летие. Но упомянутый документ также однозначно указывает, что введению в строй и ныне существующей деревянной церкви в 1725 году предшествовала действующая каплица, возведённая на месте явления Чудотворной иконы на сосне. Прочитаем соответствующий текст документа:
«…Благодетель отца моего правом на имущество наделил, называемым Черняков, оставшееся нам в пожизненное владение после моего отца, который в этих владениях в течение двадцати четырёх лет имел икону, врубленную в сосну, а потом во сне несколько раз тяжело болевшему крестьянину из деревни Ляскович явилась Найсветлейшая Дева и показала, чтобы эта икона из дерева была вынута и Церковь на этом месте была поставлена.
Список Чудотворной Черняковской иконы. Фото 30.08.2009 г.
Поскольку так уж случилось, святой памяти отец мой из дерева достал икону и построил Каплицу над иконой Найсветлейшей Девы, а когда великие чудеса стали свершаться с теми людьми, которые перед иконой молились, заложил Церковь под названием Святого Николая, но окончить её не смог, как планировал, тому было много причин, и с этим миром он попрощался, оставив нас наследников после себя.
После чего мы, Юревичи, супруги, видя такое разочарование душ, драгоценной кровью Христа искупленных, замыслили на хвалу Бога в Троице Святой Единого Церковь достроить для удобства и спасения душ христианских тамошнего подданства, что каждую первую неделю отовсюду из далеких мест прибывали, и с их помощью Церковь была как следует окончена. За собственные наши средства земельными владениями в две волоки церковь наделяем. Одна волока называется Захаровская, другая волока называется Юливоновская с лесами и сеножатями, и зарослями, и со всякими их пожитками. Также поле пахотное и непахотное полностью к этой земле со всеми принадлежностями отдаем мы церкви нашей Черняковской на вечные и нерушимые времена. Этим же оставляем за наследниками моими, достойных дарения этого общего, дом священника, обусловливая этим настоятелям Чернякóвской церкви, что из этих земель никаких налогов платить они не должны, а за это обязываем священника, чтобы каждое Воскресенье и в Дни Святых Богослужений в праздники, был бы повод для этого, обязанность священнослужителя в такие моменты поминать фундаторов, опекунов и подданных этой же деревни…».
Оригинальный текст этого документа, который написан в Чернякове в 1725 году, с сохранением его стиля публикуется впервые. Из текста документа следует, что явление Чудотворной иконы в Чернякове произошло в конце XVII столетия, а позже на этом месте Самуилом Юревичем, местным владельцем земель и основателем Черняковской церкви, была воздвигнута каплица, в которой, как следует из документа, велись Богослужения, а также, как видим, имелся в Чернякове уже в то время и дом священника. Самуилу же Юревичу, основателю церкви в Чернякове, смерть не позволила её строительство закончить, что было уже сделано его сыном Станиславом.
Надмогильный столп-капличка. Предположительно, здесь похоронен основатель церкви, белорусский шляхтич Самуил Юревич.
Поиски исторических документов Чернякова привели к неожиданному результату, что, по меньшей мере, уже в 1716 году в Чернякове велись Богослужения. Необычное, незаконченное и достаточно загадочное дело Брестского городского суда дошло до нас сквозь века, благодаря судовой книге за 1717 год (Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией, т. V, Вильна, 1871 г., с. 84-86). Оно касается непосредственно Чернякова, т.е. Черняковской церкви. Документ сообщает, что каплица в Чернякове 1716 году была уже действующей. Приведём фрагмент документа, относящегося к этому событию: «…дело Францишка Гоздзиковского, черняковского управляющего, и его супруги… Что, как заявивший протест, в году тысяча семьсот шестнадцатом, месяца мая, двадцатого дня, в день Св. Миколая, праздника Руского, он приехал на праздник к Черняковской церкви, в имение и собственность, находящуюся во владении Самуила Юревича, и, когда отстояв всю службу в церкви, заявивший протест, как управляющий, хотел поторопиться к имению Черняков, и прямо с церкви тут же направился к своему экипажу, который уже подошёл к черняковскому дому священника...».
Описываемое в документе событие произошло 20 мая 1716 года после завершения праздничной службы в церкви в день престольного черняковского праздника Николая Чудотворца. Как говорится, слов из текста документа не выбросишь, поэтому имеются все основания отметить 300-летие черняковской «Мыколы» в этом году.
Благодаря усилиям замдиректора Национального исторического архива Беларуси Дениса Лисейчикова стала известной и фамилия первого черняковского священника – Хотяновский.
Каплица же при строительстве церкви органически вписалась в основное здание, сохранив все свои очертания. Сегодня – это алтарь церкви, над которым возвышается небольшой куполок с простым железным кованым крестом, который долгое время, как следует уже с другого документа 1725 года, служил основным куполом церкви до строительства звонницы.
Куполок над алтарём церкви.
Этот небольшой куполок с крестом сохранился и возвышается над алтарём церкви и сегодня – 300 лет этому символу Черняковской Свято-Николаевской церкви!
Древний куполок Каплицы.
Анатолий ГЛАДЫЩУК, профессор Брестского государственного технического университета.
Фото автора и TOMIN.BY.