Строящийся завод аккумуляторных батарей (АКБ) на территории СЭЗ «Брест» у аэропорта не будет принят в эксплуатацию, если он не будет соответствовать заявленной проектной документации. Об этом заявил 5 декабря 2018 года представителям инициативной группы на личном приема граждан министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык, сообщили в пресс-службе Минприроды.
- При прохождении экологической экспертизы проекта аккумуляторного завода по внесенным изменениям, который в настоящее время находится на рассмотрении в Республиканском центре государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, ответственными должностными лицами будут приняты во внимание все замечания и предложения общественности и экспертов по данному объекту. Завод не будет принят в эксплуатацию, если он не будет соответствовать заявленной проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, а значит природоохранному законодательству, – сказал в завершении встречи Андрей Худык.
Отметим, что на встрече министра с инициативной группой присутствовали специалисты Минприроды и Минздрава, представители всех заинтересованных организаций, участвовавших в разработке проектной документации и отчета об оценке воздействия АКБ на окружающую среду, эксперты, сотрудники ООО «АйПауэр» и группы компаний 1AK-GPOUP, в которую входит АКБ.
- Андрей Худык внимательно выслушал интересующие заявителей вопросы. Основной обсуждаемой темой в ходе состоявшейся длительной и плодотворной беседы стала тема соблюдения требований природоохранного законодательства при строительстве завода аккумуляторных батарей ООО «АйПауэр».
Министр поблагодарил активистов инициативной группы за неравнодушное отношение к проблемам окружающей среды и отметил, что ряд изложенных фактов уже учтен в работе специалистов природоохранного ведомства, а ряд новых заслуживает дополнительного рассмотрения. Часть вопросов была разъяснена в ходе приема, - сообщили в пресс-службе Минприроды.
На встрече члены инициативной группы передали министру более 100 письменных заявлений граждан по обсуждаемой тематике.
Ниже мы публикуем ответы заместителя директора группы компаний 1AK-GPOUP Александра Юнкевича и главного инженера ООО «АйПауэр» Сергея Дубновицкого на наиболее часто задаваемые вопросы касательно аккумуляторного завода на территории СЭЗ «Брест». Материал представлен TOMIN.BY руководством группы компаний 1AK-GPOUP.
Была ли проведена надлежащая экспертиза строящегося завода по части экологической безопасности?
Реализация государственной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется, в том числе, через механизм контроля в области охраны окружающей среды на следующих основных стадиях:
Разрешительная документация территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды выдаётся исключительно на основании утверждённой проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу.
По данному вопросу Андрей Худык отметил: «При прохождении экологической экспертизы проекта аккумуляторного завода по внесенным изменениям, который в настоящее время находится на рассмотрении в Республиканском центре государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, ответственными должностными лицами будут приняты во внимание все замечания и предложения общественности и экспертов по данному объекту».
Проводился ли расчет на определение класса опасности ООО «АйПауэр»?
Расчёт категории воздействия на атмосферный воздух выполнен разработчиком ОВОС (ООО «Экология-сервис») в качестве дополнительной оценки в соответствии с инструкцией утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29.05.2009 № 30.
Окончательное определение категории воздействия на атмосферный воздух и периодичности инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут осуществлены после ввода его в эксплуатацию и по результатам инвентаризации.
Будет ли установлена на предприятии система очистки атмосферного воздуха и сооружения по очистке сточных вод?
На ООО «АйПауэр» будут установлены локальные сооружения по очистке производственных стоков, поставляемые фирмой Ecosoft (Украина), а также газоочистные установки компании «ЭкоФильтр» (Россия).
При проведении государственной экологической экспертизы с учетом внесённых изменений будет проверено соответствие ООО «АйПауэр» природоохранному законодательству.
Особое внимание при экспертизе будет уделено вопросам соблюдения нормативов качества окружающей среды, мероприятиям по охране атмосферного воздуха (в том числе эффективности работы оборудования для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух), мероприятиям по охране водных ресурсов (в том числе эффективности работы очистных сооружений сточных вод).
Кроме этого, соблюдение природоохранного законодательства будет проверено Центром государственной экологической экспертизы при приёмке аккумуляторного завода в эксплуатацию.
Будет ли на предприятии переработка свинца?
Согласно проектной документации на объекте применяется оборудование, на котором осуществляются процессы расплава и литья марочного свинца для производства компонентов аккумуляторных батарей. При этом, отсутствуют технологические процессы (включая литейные) производства свинца из руды, лома и отходов.
Образующиеся обрези ленты не являются отходами согласно законодательству об обращении с отходами, т.к. имеют предназначение по месту образования.
На проектируемом предприятии нет вторичной переработки свинца.
Напомним, ввод в эксплуатацию АКБ запланирован на конец 2018 года. Реализация проекта началась в январе 2016 года, когда было зарегистрировано юридическое лицо ООО «АйПауэр». В 2017 году были пройдены все необходимые государственные экспертизы и получены все разрешения на проведение строительно-монтажных работ.
Подрядчик — китайское ООО «Аньхойская внешнеэкономическая строительная корпорация». На заводе будет налажен полный цикл производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Против строительства АКБ выступают жители окрестных деревень и садовых товариществ Брестского района и Бреста, собравшие почти 37 тысяч подписей против строительства АКБ, которые были переданы в Администрацию президента 22 февраля. Однако созданная в связи с этим обращением правительственная комиссия не установила нарушений. Противники строительства не согласны с таким ответом.
С 25 февраля противники стройки каждое воскресенье приходят на площадь Ленина и кормят голубей.
27 марта суд Московского района Бреста под председательством судьи Алексея Корогоды отказал в удовлетворении иска общественного объединения «Экодом» к ООО «АйПауэр» и Брестскому райисполкому о приостановке строительства аккумуляторного завода.
6 апреля истцы подали две кассационные жалобы на это решение в Брестский областной суд.
16 апреля противники строительства начали сбор подписей за отстранение от должностей председателей Брестских облисполкома, горисполкома и райисполкома.
29 апреля в Бресте у сцены в парке воинов -интернационалистов, прошел санкционированный митинг противников строительства аккумуляторного завода «Брестчанки против свинца», в котором участвовало около двух тысяч человек. Заявителями митинга выступила группа жительниц Бреста и Брестского района.
15 мая Первая аккумуляторная компания запустила чат для вопросов, чтобы оперативно отвечать на запросы и наладить эффективный диалог с гражданами.
15 мая ООО «Белинвестторг-Сплав» предупредило граждан об участившихся случаях распространения заведомо ложной информации в сети Интернет по поводу хранения отходов в Брестской области, напомнив об ответственности за клевету.
18 мая стало известно, что свинцовую золу вывезут за пределы Брестской области. В этот же день ПАК сообщила о том, куда и за чей счет вывезут свинцовую золу из Зеленого Бора.
19 мая в Ивацевичском райисполкоме сообщили о том, что принято решение по вывозу несанкционированно размещенных отходов с территории Зеленого Бора за пределы Брестской области в места долговременного хранения или захоронения, определенные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
По данным на 13 сентября 2018 года, все отходы свинцовой золы с Зеленого Бора так и не вывезли.
Предположительно, в середине декабря будут озвучены результаты второй государственной экологической экспертизы проекта. После этого Андрей Худык обещал вновь встретиться с противниками строительства АКБ.
Сейчас на АКБ завершается монтаж оборудования.