Около четырех часов длилась вечером в понедельник, 15 января, в Тельмовском СДК встреча жителей окрестных населенных пунктов и брестчан с представителями власти и топ-менеджерами строящегося под Брестом аккумуляторного завода ООО «АйПауэр».
Не всем желающим дали возможность задать свои вопросы, а большинство полученных ответов не устроило собравшихся в сельском Доме культуры. Завершилось мероприятие дружным сканированием слова «позор» в переполненном зале СДК, который не смог вместить всех желающих.
На встрече кроме директора предприятия Сергея Мельничука и директора ООО «ПАК-управление» Виктора Лемешевского присутствовали также заместитель директора ООО «Экология-сервис» Виктор Ходин и заместитель директора ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Шахэмиров - центр проводил экологическую экспертизу проектной документации.
В начале собрания, выяснилось, что в зале не работают микрофоны. Это обстоятельство смутило заместителя председателя Брестского райисполкома Николая Коршенкова и заместителя главы администрации СЭЗ «Брест» Александра Шукайло, которые не знали, что ответить народу.
Когда микрофоны заработали, выяснилось: пришедшие на мероприятие активисты, тщательно подготовились к этой встрече, изучив до мелочей всю имеющуюся информацию о строящемся объекте. Чего нельзя было сказать о чиновниках и топ-менеджерах, которые не смогли дать убедительные ответы на поставленные вопросы.
Директор аккумуляторного завода ООО "АйПауэр" Сергей Мельничук.
В конце концов директор завода Сергей Мельничук и директор ООО «ПАК-управление» Виктор Лемешевский согласились принять уже сегодня утром, 16 января, представителей инициативной группы во главе с жителем деревни Бульково Демьяном Лепесевичем в офисе предприятия, чтобы показать проектную документацию. Правда, с оговоркой, фотографировать, производить видеосъемку и делать копии нельзя, поскольку – эти документы являются интеллектуальной собственностью разработчиков.
Директор "ПАК-управления" Виктор Лемешевский.
Собравшиеся так и не поняли, почему проектная документация по строительству завода разрабатывалась три месяца, а затем в течение четырех месяцев в нее вносились изменения. На вопрос: «Почему не была проведена повторная экологическая экспертиза после исправления документации?». Оказалось, что это не предусмотрено законодательством.
Житель деревни Бульково Демьян Лепесевич.
На встрече «досталось» всем и чиновникам и топ-менеджерам. Житель деревни Бульково Демьян Лепесевич пришел на встречу со списком из почти 50 вопросов. На них чиновники отвечали почти полтора часа.
Так, Виктора Лемешевского Демьян уличил в том, что он сказал неправду на пресс-мероприятии в райисполкоме в четверг, 11 января. И даже распечатал Гугл-карту, которую положил Лемешевскому на стол, в доказательство своей правоты.
Гугл-карта - сюрприз для директора "ПАК-управления" Виктора Лемешевского.
После чего выяснилось, что Виктор Матвеевич «хорошо выглядит» не потому, что его дом в Пинске расположен в 500 метрах от завода, как он заявил журналистам. До дома, как минимум, более километра - 1100 м. Лемешевский растерялся и не смог ничего сказать в свое оправдание – для него этот факт оказался настоящим сюрпризом.
Видео со встречи 11 января 2018 года в Брестском райисполкоме.
Ничего Лемешевский не смог ответить и на предоставленную ему из зала фотографию, сделанную на Пинском заводе аккумуляторов. На снимке видно, что поддоны со свинцовыми чушками на территории завода хранятся без навеса и на земле, а не на бетонном основании, как требуют ГОСТы.
КОПИЯ снимка территории Пинского завода аккумуляторов, где складируются на земле якобы поддоны со свинцовыми чушками, представленная на встрече оппонентами.
Председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Тамара Ялковская, также присутствующая на встрече, не смогла или не захотела дать ответ по норме ПДК в 2-метровом приземном слое по содержанию свинца. Этот вопрос кандидат технических наук, доцент-химик, заведующий кафедрой инженерной экологии и химии Брестского государственного технического универтитета Сергей Басов задал экологам и экспертам. Ответа не последовало.
"Я своим студентам не ставлю зачет, если они эту цифру не называют сразу. (...) Это ваша прямая обязанность, уважаемая экспертиза", - подчеркнул Сергей Басов и озвучил свои расчеты.
Председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Тамара Ялковская и начальник Брестской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Петр Брыш.
В Отчете об ОВОС, опубликованном на сайте Брестского райисполкома, говорится, что «завод аккумуляторов улучшит демографическую ситуацию в регионе». Чиновники пояснили почему: «Будут созданы рабочие места, будет зарплата в 1000 рублей и не будет необходимости ехать на заработки в Европу».
«Я как врач заявляю, что это экологически опасное производство. И, в первую очередь, оно влияет, на деторождение. Наши дети не родятся, потому что у мужчин будут проблемы со спермой, а у женщин – преждевременные выкидыши и не вынашиваемость беременности», - парировала слова чиновников жительница жилого района Стимово.
Она же привела факты из английской версии «Википедии», о скандалах и катастрофах, с которыми связана американская корпорация Exide, владелица 75 % капитала Пинского завода аккумуляторов. Exide обвиняется в нарушении законодательства о защите окружающей среды в США, многочисленных авариях и экологических катастрофах, связанных с заводами компании. Была также озвучена информация о нарушениях, связанных с заводами ПАК в белорусских городах Белоозерске и Волковыске.
«Я не понимаю, как топ-менеджеры, столько лет ведущие совместный бизнес с этой компанией, предлагают открыть в Бресте небезопасное производство?», - задалась вопросом выступающая.
Площадка территории СЭЗ у аэропорта Брест выбиралась 20 лет назад. Решение о строительстве поселка Стимово, к слову, принималось значительно позже.
Стоимость инфраструктуры этой территории СЭЗ «Брест» сравнима со стоимостью строительства предприятия, сообщил собравшимся замглавы СЭЗ. От налога на прибыль будет освобождена экспортная продукция предприятия. Не будет завод уплачивать и экологический налог, хотя вредные выбросы могут превысить ПДК в несколько раз. Увеличивает риск расширения зоны распространения свинца и аэропорт Брест.
«Свинец будет оседать, а нам рассказывают, что этого не будет», - констатировал завкафедрой университета.
Никто из чиновников не смог ответить на вопрос о том, просчитывались ли угрозы и возможный ущерб. «Мы этой целью не задавались. Мы верим нашим службам и заключениям, которые они дают», - констатировал замглавы администрации СЭЗ «Брест» Александра Шукайло.
У Виктора Лемешевского спросили: «Готов ли он уйти на другую площадку, как патриот?». «За общественное обсуждение отвечает райисполком. Я бизнесмен», - сказал Виктор Матвеевич.
Оказалось, райисполком не определяет вопросы приостановки или закрытия строительства завода. Об этом заявил Николай Коршенков.
Тогда зал поставил вопрос ребром человеку, сообщившему накануне о том, что решение о строительство завода в СЭЗ «Брест» было принято потому, что «мы патриоты», и решили не уводить деньги из Брестской области.
«Вы готовы морально отметить решение о строительстве завода. Что нам сделать и сколько собрать подписей, чтобы для начала приостановить строительные работы?», - спросили у Лемешевского.
«Если вы все обоснуете по закону, то мы его закроем по закону. Мы получили разрешение на его строительство от властей», - заявил Виктор Лемешевский.
Как было заявлено на встрече, уже 8 тысяч человек подписались под петицией о прекращении строительства завода аккумуляторов. Сбор подписей продолжается. Люди предложили организовать аналогичную встречу в Бресте, чтобы на нее пришло больше народа.
Заместитель председателя Брестского райисполкома Николай Коршенков признался залу, что не по всем вопросам они «были готовы». «В течение двух недель мы дадим ответы на поставленные вопросы», - пообещал Коршенков.
Прекратить строительство завода аккумуляторов, где планируется производить полный спектр необслуживаемых стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, а также автотракторной техники, будет сложно. Этот проект включен в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также в перечень проектов, имеющих определяющее значение для инновационного развития Беларуси в соответствии с постановлением правительства от 14 сентября 2017 года № 693.
Объем общих инвестиционных затрат по строительству завода аккумуляторов ООО «АйПауэр» под Брестом составляет, по предварительным данным, 26 млн долларов. Проектная мощность аккумуляторного завода составит 2 миллиона штук условных аккумуляторных свинцовых батарей, на первом пусковом комплексе - 1000 тысяча штук.