Предпремьерный показ спектакля «Осенняя история» по пьесе классика итальянской драматургии Альдо Николаи "Железный класс" прошел 17 января в Брестском академическом театре драмы. Премьера трагикомедии, написанной более полувека назад, состоится в БАТД 19 января в 19 часов. И, как считает, режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств Беларуси Александр Козак, «Осенняя история» начнет жить своей хорошей жизнью на третьем-четвертом показе, «когда всё адаптируется». Сейчас же было очень волнительно, потому что это был первый показ для зрителей, в числе которых были журналисты и коллеги.
Слышать эти слова из уст худрука театра было несколько удивительно: в спектакле заняты звезды труппы: заслуженный артист Беларуси Михаил Метлицкий (Либеро Бокка), заслуженная артистка Беларуси Тамара Левчук («девушка лет семидесяти») и Николай Маршин (Луиджи Палья). Они играют настолько ярко, что зритель никакого волнения не заметил.
А вот Тамара Левчук не смогла скрыть приятного удивления, когда на ее появление зритель отреагировал бурными аплодисментами. Сюжет спектакля с пометкой «16+» в этот момент стремительно развивался: ищущая кошку хрупкая «девушка лет семидесяти» выкатилась на сцену на "велике". Так неожиданно состоялось знакомство трех одиноких стариков.
В их беседах прорисовываются характеры, противоположные взгляды на жизнь и политику. Еще совсем недавно они были молоды и энергичны, а теперь дома их ждет одинокая старость и безразличие собственных детей и внуков. Вместе они пытаются вернуть утраченную юность и интерес к жизни.
Двое мужчин – печатник и счетовод - стали обузой для своих детей и внуков, а женщина, всю жизнь воспитывала чужих детей и очень сожалела, что бог не дал ей своих.
Актерское трио было великолепно. Они не играли, а, как казалось, жили на сцене своей привычной жизнью.
- Эту пьесу вы специально подобрали для этого звездного состава? - спрашиваю у режиссера после финала.
- Любой спектакль в первую очередь берется для актеров, чтобы они могли проявить свой талант и по-новому раскрыться, чтобы поделились со зрителями своими чувствами, сердцем, талантом и мыслями — это мое кредо. Эти актеры прослужили нашему театру и городу много, много лет. Но при этом абсолютно не потеряли своей первозданности, всегда ищут что-то новое и раскрывают новые грани своего мастерства.
Было любопытно узнать почему предпочли Малую сцену, а не Большую.
- На Большой сцене работать проще, гораздо сложнее - на Малой. На Большой - и размах другой, и мизансцены можно построить по-иному, а зритель не так видит все нюансы. Здесь же я все время просил, и мы добивались того, чтобы каждый жест был мизансценой. Каждый поворот глаз – это уже мизансцена, руку положил – это тоже уже что-то значит.
Несмотря на возраст, пьеса очень актуальна и теперь. Она заставляет задуматься, режисссер рекомендует ее для семейного просмотра.
- На постановку спектакля меня всегда подвигают темы личные или какой-то новый материал. Сюжет этой пьесы был выбран также не случайно. Как-то я прочитал такую историю: парень со своим сыном завез в приют для престарелых своего отца. И когда они выходили, сын попросил отца оставить ему адрес этого приюта. Отец подумал, что сын хочет навещать дедушку. А в ответ услышал слова: «Да нет папа. Я должен знать, куда тебя отвезти». Поэтому спектакль адресован не столько старшему поколению, сколько молодым людям - их сыновьям, дочерям и внукам, - рассказал Александр Козак.
- В жизни все пересекается: юмор - со слезами, радость - с печалью. Какой посыл в нем? Каждый зритель будет что-то свое здесь искать. Но я хотел бы, чтобы люди относились друг к другу добрее. Все-таки жизнь такая короткая, мгновенная и хочется побольше доброты. Потому что, к сожалению, в нашем мире год от года доброта, любовь и другие положительные качества теряются. Может у кого-то другое мнение, но у меня оно такое, - сказал Александр Козак и пожелал журналистам любви.
Художник-постановщик: Николай Полторака
Художник по костюмам: Татьяна Корвякова