Совмин Беларуси разработал концепцию развития системы платных дорог в республике. Это предусмотрено Национальной стратегией устойчивого развития до 2030 года. Постановлением правительства (№991 от 20 декабря 2024 года) предусматривается увеличить протяженность платных дорог в стране до 2,1 тыс. км.
На 1 октября 2024 года, протяженность платных дорог составляла 1787 километров. При этом почти половина (806 км) приходится на Минскую область, на Брестскую - 255 км, Витебскую - 146 км, Гомельскую - 102 км, Гродненскую - 364 км, Могилевскую - 114 км.
Целевыми ориентирами для развития системы платных автодорог правительство называет рост поступлений в дорожный фонд республики, повышение качества трасс, безопасность на них и так далее.
В соответствии с концепцией для повышения эффективность взимания платы за проезд надо, в частности, определить международные транспортные коридоры и исключить ряд случаев применения разовых тарифов.
Отмечается, что к участкам, с наибольшей перспективностью создания на них платных дорог, относятся трассы:
Для определения перспективных для введения платы участков в 2021 году проводили измерения интенсивности движения транспорта.
В документе отмечается что за 2015–2021 годы доля сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам в наполнении республиканского дорожного фонда возросла с 14,9 до 83,2 процента.
Согласно концепции для повышения эффективность взимания платы за проезд надо, в частности, определить международные транспортные коридоры и исключить ряд случаев применения разовых тарифов.