Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
18
окт 2019

Лукашенко: Академия управления при Президенте должна стать главным вузом страны

TOMIN.BY

Александр Лукашенко 18 октября побывал в Академии управления при Президенте Беларуси, сообщили в пресс-службе главы государства.

По словам президента, это учреждение должно стать главным вузом страны. При своей президентской жизни он хотел бы успеть построить новую академию: не только с точки зрения новых корпусов, но и с точки зрения преподавания по новым методикам и программам.

"Практико-ориентированный вуз, куда бы стремились поступить все не только из нашей страны, но и из-за рубежа", - отметил он. 

"А эти корпуса (нынешние. - Прим.) мы отдадим БГУ, медуниверситету и так далее. Но это не от меня зависит. Это зависит от вас. Как только я увижу, что вы создали эту академию и уже можно вас перемещать на новую площадку, мы это с вами должны сделать. Но это будет только тогда, когда вы вместе с профессорско-преподавательским составом и руководством Академии управления пройдете тяжелый путь модернизации, совершенствования работы, если хотите - реформирования. Чем раньше, тем быстрее мы начнем реализовывать эту задачу", - подчеркнул белорусский лидер. 

Он отметил, что в Академии уже немало сделали, чтобы вуз уважали, и обучение в нем пользуется спросом. 

Говоря о подготовке специалистов в Академии, Александр Лукашенко подчеркнул, что надо готовить управленцев от жизни и на всех ступенях вуз должен быть не просто конкурентоспособен, а вне конкуренции. "Тогда будем строить новую академию, если вы это освоите. Только поменьше всякой надуманности, непомерных никому не нужных амбиций. Ведь великое в простом", - сказал глава государства.

Президент отметил, что Академия управления при Президенте Беларуси должна сконцентрировать усилия на подготовке управленцев новой формации. "Меняется мир, меняется общество. Требования к компетенциям современного руководителя становятся все выше. А значит, в систему должны приходить управленцы новой формации - руководители с ярко выраженными лидерскими качествами и государственным мышлением, мотивированные и нацеленные на высокий результат", - заявил белорусский лидер. 

По словам президента, на решении этой важной задачи должна сегодня сконцентрировать свои усилия Академия управления. 

Во-первых, необходимо сохранить достигнутый уровень и целенаправленно работать над повышением имиджа академии. "Здесь должны преподавать лучшие специалисты отечественной школы управления, истинные патриоты и государственники. Их приоритетная задача - следить за самыми передовыми технологиями в своей области, на их основе выстраивать учебный процесс. Системным должно быть участие в учебном процессе действующих управленцев. Кто, если не они, может актуализировать теоретический материал, закрепить его конкретными примерами из практики?" - сказал президент. 

Во-вторых, проходить подготовку и переподготовку в этом вузе должны исключительно перспективные государственные служащие, с высоким потенциалом руководителя, а не люди, которые не склонны к управленческой работе или уже завершают свою профессиональную деятельность. "Это мое принципиальное требование", - подчеркнул Александр Лукашенко. 

В-третьих, из стен академии должны выходить всесторонне подготовленные специалисты, которые не только обладают теоретическими знаниями, но и имеют практический опыт решения конкретных управленческих задач. "Это важно, потому что часто на должности управленцев в районах назначают хороших специалистов, профессионалов своего дела, но не всегда имеющих достаточный опыт руководителя. Задача академии - дать этим людям те знания и управленческие навыки, которых им не хватает", - пояснил глава государства.

Он также обратил внимание, что сегодня не количество, а качество подготовленных специалистов имеет принципиальное значение. "Мы не можем в академии давать людям образование ради образования. Слишком дорого обходятся стране управленческие ошибки", - подчеркнул белорусский лидер. 

В-четвертых, в период обучения очень важно заметить перспективных людей, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут занимать руководящие должности в нашей стране. "Каждый человек, получивший образование либо прошедший подготовку здесь, должен быть виден и востребован, как говорят, быть всегда "на карандаше", - пояснил глава государства. "Главная обязанность академии - представлять соответствующую информацию напрямую в Администрацию Президента. К сожалению, до сих пор эффективная работа в этом направлении не выстроена", - отметил президент. 

В-пятых, образовательный процесс должен работать на опережение. "Не раз говорил, что академии следует повысить качество подготовки слушателей по самым актуальным направлениям. Сегодня многим нашим управленцам не хватает знания иностранного языка, пиар-технологий, не достает компетенций в сфере цифровой трансформации, экономики", - заметил глава государства. 

Он заявил, что к этой теме надо подключить Парк высоких технологий, вместе продумать план или учебную программу по обучению цифровым технологиям для специалистов и руководителей. 

"Но главное - академия должна научить управленца учиться, постоянно развивать и трансформировать свои знания и навыки. Ключ к успеху современного руководителя - это постоянное самосовершенствование, стремление к личностному росту и развитию", - подчеркнул Александр Лукашенко. 

В-шестых, преподавание должно быть дифференцированным и практико-ориентированным. "Надо учитывать, что кому-то достаточно расширить свои знания по трем-четырем дисциплинам за короткий срок, а кто-то нуждается в полном цикле обучения. Это большой объем работы, но необходимо составлять индивидуальные учебные планы, программы переподготовки в зависимости от сферы и опыта конкретного слушателя", - сказал президент. 

По его словам, руководству академии следует еще раз проанализировать, насколько структура учебного процесса имеет прикладной характер и соответствует реальной жизни, наладить более тесное взаимодействие с государственными органами и организациями. Неотъемлемой частью работы должны стать стажировки на ведущих отечественных предприятиях и в госорганах. 

В-седьмых, научная деятельность академии должна быть направлена на решение государственных задач, изучение современной политической ситуации в стране и мире, деятельности медиаресурсов, а также мнений и настроений в обществе. "Кто, если не государственники, формирующие политическую элиту страны, должны анализировать риски, оценивать их уровень, а также прогнозировать развитие внешней и внутренней политической ситуации, участвовать в разработке методов информационного противоборства, противодействия внутренним и внешним угрозам?" - отметил белорусский лидер. 

Он акцентировал внимание, что важным направлением деятельности академии остается привлечение аналитиков и экспертов к выработке конкретных предложений по повышению эффективности работы органов госуправления, обсуждению проектов значимых управленческих решений.

Говоря о сложившейся системе государственной службы, Александр Лукашенко отметил, что выстроенная модель в целом позволяет решать основные задачи, эта система постоянно совершенствуется. А проблемы, по его словам, если и возникают, то чаще всего связаны с недобросовестным отношением к работе и отсутствием должной дисциплины. 

"Недопустимо, чтобы в глазах населения управленец ассоциировался с кабинетным чиновником. Он должен быть ближе к людям, нацеленным на решение конкретных проблем человека, - подчеркнул глава государства. - То, что в адрес Администрации Президента продолжают поступать жалобы на бюрократию и волокиту, к сожалению, красноречиво говорит, что практика формального общения или отписок все еще существует. И к этому мое отношение известно". 

При этом президент заметил, что эффективно решать поставленные задачи для руководителя любого ранга - это лишь половина успеха. Важно при необходимости уметь своевременно, аргументированно и понятно объяснить людям принятые решения и причины возможных проблем, ответить на любой, в том числе неудобный, вопрос как населению, так и представителям СМИ. "Сегодня же некоторые руководители в принципе боятся видеокамеры или микрофона журналиста", - констатировал Александр Лукашенко. 

Он напомнил, что в Академии управления обучают навыкам общения с журналистами, работе в импровизированной телевизионной студии. Президент считает, что современный руководитель, безусловно, обязан уметь все это. "Тем более сегодня, когда так стремительно развиваются информационные технологии. И они являются одним из действенных инструментов для решения многих задач государственного масштаба", - обратил внимание глава государства. 

Также, по мнению президента, важно уметь эффективно использовать в работе интернет-ресурсы, анализировать общественное мнение и реакцию на деятельность местного управления в социальных сетях, на новостных форумах, использовать эти ресурсы в государственных целях для реализации важных проектов. 

"Кроме того, грамотный руководитель должен уметь видеть и поддерживать живую инициативу на местах. Аккумулировать вокруг себя лучшие предложения и идеи, помогать в их реализации. Использовать потенциал науки, экспертов в своей сфере. В этой связи от управленцев ожидаются большая, чем прежде, публичность и деятельное участие в социально-политической жизни регионов", - подчеркнул Александр Лукашенко.

"Сегодня в подборе кадров на руководящую должность необходимо учитывать человеческие качества и нравственный критерий. Мы видим, как на фоне системного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски. В этой связи принципиально важно на управленческие должности отбирать только заинтересованных, неравнодушных и высококвалифицированных специалистов, ориентированных на служение стране и людям, а не на удовлетворение личных или карьерных амбиций", - сказал Александр Лукашенко. 

А для повышения престижа руководителя, заявил президент, необходимо закреплять дополнительные социально-правовые гарантии госслужащих, подтверждающие их высокий статус. 

Тема, которая, по словам главы государства, также требует особого внимания, - ротация руководящих кадров. Ее главная цель, отметил Александр Лукашенко, даже не в том, чтобы исключить кумовство и протекционизм. "Менять место работы, а иногда и прописку, выходить из зоны комфорта надо, чтобы развиваться, расширять кругозор, открывать в себе новые грани и способности. Таким образом, специалист не только вырастет профессионально, но и стране принесет больше пользы", - считает он.

Глава государства отметил, что нынешний год - юбилейный для политических институтов и фундаментальных основ политической системы страны, свое 25-летие отмечают многие государственные органы, сформированные на заре становления независимой Беларуси. "За четверть века мы создали устойчивую модель управления, стабильную в своих базовых ориентирах. Они просты и понятны каждому: суверенитет нашей страны, благополучие граждан и справедливое отношение к людям, единство общества и многие другие", - заявил Александр Лукашенко. 

По его словам, это цели, в достижении которых важнейшую роль играют органы государственного управления. "Именно здесь, в Академии управления, мы можем открыто обсудить перспективы их развития. С нашей последней встречи в таком формате прошло почти десять лет. Это повод подвести некоторые итоги и поставить новые задачи перед отечественной системой госуправления. Найти ответы на вопросы: кто он - руководитель будущего? И какова роль Академии в подготовке управленческих кадров?" - отметил Александр Лукашенко. 

Он подчеркнул, что Академия управления - это уникальное учебное заведение, само название вуза подчеркивает его статус и значимость. "Здесь развивается современная национальная школа госуправления - создается будущее страны. Будущее, главная роль в котором принадлежит тем, кто осознанно выбрал ответственный и непростой путь - служить стране и народу. И это труд, который требует полной самоотдачи, преданности государству, искреннего отношения к людям, постоянного совершенствования", - сказал белорусский лидер.

Александр Лукашенко подчеркнул, что курс государственной политики в Беларуси неизменен: в стране действует принцип преемственности поколений, сохранения лучших достижений прошлого. "Почти треть наших граждан - около 3 млн человек - родились в суверенной Беларуси. Это юноши и девушки, которые воспринимают действительность уже с точки зрения жителей самостоятельного европейского государства, - сказал глава государства. - И пришло время активно включать этих молодых людей в политическую жизнь страны. Формировать государственное мышление у тех, кто идет за ними. Выстраивать диалог поколений на основе взаимного доверия и уважения. Диалог, в котором опыт и инновации, мудрость и решительность, осторожность и смелость находятся в гармонии и согласии". 

Главная роль в этом процессе отводится в том числе преподавателям академии. Их задача - не только передать свои глубокие знания, но и подготовить достойную смену. "Знаю, многие выпускники аспирантуры и докторантуры успешно защитили диссертации и уже преподают вместе со своими наставниками", - отметил президент. 

Он напомнил, что в академии ведется подготовка и на базе общего среднего образования с опорой на экономику, право и современные информационные технологии. Хотя ранее звучали предложения отказаться от набора выпускников после школы, но президент настоял на том, чтобы сохранить такой вид обучения. "И пусть набор студенческой молодежи невелик, но этой так называемой золотой сотне предстоит в будущем формировать управленческий состав страны", - заметил глава государства. "А дальше посмотрим, может быть, и не надо, - добавил он. - Может быть, будет другая форма (обучения. - Прим.) к периоду строительства новой академии". 

Президент обратил внимание, что вопрос распределения выпускников, как и дальнейшее их карьерное движение, академия должна держать на контроле. "И в этом вопросе ей нужно активно взаимодействовать с государственными органами, прежде всего с Администрацией Президента, потому что закладывать прочную основу для стратегического развития страны на 20-30 лет вперед предназначено молодым и энергичным, - сказал Александр Лукашенко. - Арифметика проста: чтобы отшлифовать политически и социально зрелого руководителя к 40 годам, его профессиональное развитие должно стартовать как минимум со студенчества, еще на заре трудового пути". 

"Но каждый, кто сегодня мечтает о политической карьере, должен понимать, что путь руководителя не так прост, это тяжелый и напряженный труд. Только тот, кто выстоит испытания государственной властью и временем, сохранив честь мундира, сможет выйти на высокий уровень принятия ответственных и судьбоносных решений, - подчеркнул Александр Лукашенко. - А завоевывать доверие можно только конкретными результатами. Именно такие критерии лежат в основе государственной кадровой политики. Они универсальны и соответствуют духу времени". 

По словам президента, ему часто приходится слышать о стремлении чиновников выполнить определенную задачу, но при этом не всегда достигается эффективный результат. "Настало время конкретных результатов. А как вы делали или вообще ничего не делали - это ваши проблемы, - заметил он. - Время выдвигает жесткие требования к управлению и управленческим кадрам". 

Александр Лукашенко констатировал значительное омоложение кадрового состава государственных органов, обратив внимание, что в этом процессе важно учитывать не только возраст, но отбирать специалистов высокой квалификации. 

"Рост национальной экономики, уровень благосостояния граждан и позиция страны на международной арене во многом определяют результаты работы нас, управленцев, настоящих и будущих. От их умения стратегически мыслить, предупреждать либо своевременно решать проблемы также зависят стабильность и согласие нашего общества, - подчеркнул президент. - На примере отдельных стран сегодня мы видим, что уже не только природные богатства или финансовые капиталы являются источником конкурентных преимуществ. Главным условием стремительного развития государств являются специалисты, профессионалы высокого уровня".

Президент также отметил, что действующий закон о госслужбе принят более 15 лет назад. Но в изменившихся социальных и экономических условиях он нуждается в пересмотре. "Необходимо учесть практику его применения, а также актуальность определения новых перспективных направлений развития института государственной службы", - сказал Александр Лукашенко. 

Разработать новый закон о госслужбе президент поручал уже давно. Этим вопросом занимается рабочая группа из ученых и экспертов, в своем большинстве не госслужащие, "чтобы не было закона под себя". В январе 2019 года подготовленный законопроект был рассмотрен на совещании у главы государства. "Не все вопросы окончательно разрешены. Но работа продолжается. Нам предстоит решить конкретные задачи: сближение регламентации различных видов государственной службы, повышение служебной дисциплины, закрепление комплекса материальных и социальных гарантий, призванных компенсировать возлагаемые на госслужащих ограничения", - рассказал Александр Лукашенко. 

По его словам, будущий закон должен стать единым документом, который комплексно урегулирует процесс прохождения государственной службы, исключая необходимость обращения ко множеству подзаконных и ведомственных актов. "Мы в первую очередь должны исходить не из заимствования каких-то зарубежных моделей - многие из них не соответствуют специфике отечественной управленческой системы, а из приоритетов государственной политики", - подчеркнул президент. 

Он обратил внимание, что система государственной службы в принципе не может быть статичной, ведь жизнь стремительно развивается. "Задача управленческой вертикали - быть впереди тенденций и вызовов уже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Совершенствование этой системы - процесс непрерывный. Поэтому вопросы определения критериев подбора кадров, механизмов их ротации, новых подходов к формированию кадрового резерва всегда будут требовать нашего постоянного внимания", - добавил глава государства.

Рассказывая о разработке нового закона о госслужбе, Александр Лукашенко отметил, что Беларусь хоть и опирается на новый опыт, но должна в первую очередь исходить не из заимствования каких-то зарубежных моделей, а из приоритетов своей государственной политики. 

Свой тезис глава государства подкрепил случаем из жизни. Он вспомнил, как в кулуарах международного саммита встретился с тогдашними лидерами России и США Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Президент Америки собирался покидать свой пост и, по словам Александра Лукашенко, пока не знал, чем будет заниматься дальше

"Я Ельцину говорю: "Слушай, Борис, давай ему предложим должность?" Он на меня смотрит всерьез: "Какую?" Я говорю: "В Союзное государство его возьмем руководителем, он же у нас все равно с нашей подачи будет решать там проблемы". Ельцин зычным голосом расхохотался, что все на нас обратили внимание. Клинтом тоже смеется, но не понимает, о чем мы говорим. Переводчик ему перевел - он еще больше начал смеяться", - рассказал президент. 

Глава государства тогда заметил, что не дай бог президенту США руководить в Беларуси или России. "Придется заниматься и фермами, и картошкой, а не только мнениями людей, - пояснил Александр Лукашенко. - Понаблюдайте за работой президентов на постсоветском пространстве и нашего любимого и уважаемого Дональда Трампа - две большие разницы". 

"Поэтому с иностранным опытом надо быть аккуратнее, не только на самом верху, но и вообще", - резюмировал президент.

Первый вопрос главе государства задала магистрант Академии управления, которая работает в организации, занимающейся таможенной деятельностью. Ее вопрос касался темы омоложения состава руководящих кадров, однако Президент акцентировал внимание на другом. Он поинтересовался, что означает ее учеба в магистратуре. Девушка ответила, что в ее понимании магистратура - это уже оконченное высшее образование по сравнению с бакалавриатом. 

Александр Лукашенко упрекнул ответственных за образование чиновников, подчеркнув, что смысл при выделении магистратуры закладывался совсем иной. Глава государства подчеркнул, что ранее, когда обсуждались соответствующие преобразования, было принято решение, что человек, окончивший вуз, пусть только на стадии бакалавриата, является специалистом, имеет высшее образование.

"Что будем делать с магистратурой? Пожалуйста - кто хочет заниматься наукой и продвигаться дальше, быть на голову выше вузовского специалиста, пусть идет в магистратуру, а дальше в аспирантуру. И мы договорились, что магистратура - это для тех, кто будет заниматься наукой", - напомнил белорусский лидер. 

"Поэтому я хотел услышать ответ, что ты, окончив магистратуру, станешь аспирантом, напишешь кандидатскую диссертацию (может, параллельно работая в таможенных органах). И получив этот опыт и знания, продвинешь таможню на такую высоту, что мне думать не надо, как там бороться с коррупцией или еще что-то", - сказал Александр Лукашенко, отвечая на вопрос магистрантки. 

"И это было поручено всем (такой подход к обучению в магистратуре. - Прим.)!", - обратил внимание белорусский лидер. 

Говоря о молодых кадрах, президент отметил их меньший опыт, но наличие амбициозности, свежих, более современных знаний. В этом плане и преподавателям надо успевать за студентами, постоянно быть на голову выше. "Вы устремлены в будущее. Вы хотите что-то перевернуть, творить, что-то сделать", - сказал он.

Отвечая на вопросы слушателей академии, Президент вновь подверг критике ситуацию в школах. "В школе должен быть порядок. Вспомните те времена, когда жутко было представить, что тебя исключат из школы. А сейчас что? Этого даже нет. Сегодня учитель с учеником сидит ногу за ногу и курит. И рассказывают - стыдно даже говорить. Вот во что мы превращаем школу", - обратил внимание Александр Лукашенко. 

По мнению президента, школа - это особенное место в жизни человека. "Это храм, это больше чем церковь. Ты пришел туда получить знания. Школа - это основа основ. Поэтому смотрите, чтобы был порядок, это тоже один из управленческих вопросов", - подчеркнул глава государства.

Александр Лукашенко считает, что не стал бы президентом без опыта работы в парламенте. Глава государства также выразил мнение, что в парламенте должны быть представлены люди из различных сфер и разных возрастов, включая молодежь. 

"Везде говорим: молодежь наше будущее, за молодежью все. И вдруг там пять человек комсомольцев (членов БРСМ. - Прим.) выдвинули… Это (говорят. - Прим.) неопытные, они ничего не знают, - отметил белорусский лидер. - Но они знают то, чего мы не знаем, то, что знает молодежь. И это будет какой-то фильтр. Там должны профессионально разные быть люди и по возрастам". 

"Парламент - это очень серьезная школа будущих управленцев. Если бы я не прошел в парламент, я бы никогда не был президентом. Я там научился больше, чем где-либо в жизни", - считает Александр Лукашенко. 

Он добавил, что парламент по своей сути - это форум и столкновение идей. "Оно так и есть. Просто у нас нет гвалта в парламенте. Я через это прошел в своем парламенте, и мы видим на примере других стран. Что от этого хорошего? Почему не нужен этот гвалт - потому что это немедленно в течение года переносится на общество, и тогда мордобой начинается на площадях. Я это тоже пережил. Нам это пользы не принесло", - сказал глава государства. 

Президент не исключил, что в будущем в парламентской жизни политические партии будут играть более значимую роль. "Мы к этому еще придем, но придем красиво. Партии эти должны сформироваться. Новые люди, новые идеи. На их основании сформируются и партии. Такая моя точка зрения, - отметил Александр Лукашенко. - Но принимаю другие варианты, изучаю их. И если так случится, что мне придется заниматься этим партийным строительством (скорее всего, мы к этому подходим), я это делать буду. Это нормальный процесс, когда люди видят разные партии, разных людей, а не только одну личность или несколько человек. Придем мы к этому. Это важный вопрос".

Обращаясь к главе государства, одна из студенток отметила, что в последнее время растет популярность таких форм обучения, как закрепление молодых специалистов за опытными руководителями на протяжении одного рабочего дня. Это позволяет молодежи на практике узнать специфику работы, получить важный опыт. В этой связи девушка спросила о возможности провести с президентом один рабочий день

"Мы этот вопрос обсудим", - сказал Александр Лукашенко и пообещал предусмотреть такую возможность в своем графике.

В графике главы государства, например, часто присутствуют спортивные тренировки. "Если у вас нет спорта в жизни, вы управленцем не станете, - считает президент. - Это для здоровья важно. Что за управленец, если он будет плохо выглядеть? Поэтому мне приходится не только заниматься самому, не только учить своих и других детей, но и демонстрировать всему народу, что надо заниматься спортом". Следовать его примеру приходится и чиновникам. Не останутся в стороне и те студенты, которые, возможно, проведут с президентом один рабочий день.
"Вот у меня такой день: вечером лыжероллеры. Смотреть вы не будете. Вы наденете ролики и будете бежать за мной. Это не шутка. Спросите у пресс-секретаря. Она у меня за два-три года работы научилась тому, что многие великие спортсмены не умели делать, и тому, чему ее не учили в школе". 
Президент обратил особое внимание на важность стажировок в обучении профильных специалистов. Это дает возможность студентам на практике ощутить специфику профессии и определиться, захочет ли он заниматься этим в дальнейшем.