В Брестском академическом театре драмы очередная премьера: ироническая драма в миниатюрах «Цена удовольствия» по мотивам рассказов Чехова. Спектакль изначально не входил в репертуарную афишу сезона. А поставила его на Малой сцене БАТД актриса театра, которая также в нем занята, Евгения Годун. Это первая работа начинающего режиссёра, и, хочется надеяться, не последняя, но…
После спектакля Евгения Годун сказала, что в ее ближайшие планы не входят новые постановки, потому что спектакль «Цена удовольствия» она еще не конца прожила и у него «еще огромный путь».
- Поэтому мы пока будем в нем, - сказала режиссер.
А это значит, что постановка будет развиваться. До каких высот? Увидим и узнаем со временем.
Евгения Годун.
На поклоне руководитель БАТД Анна Сеньковец пояснила, что «эту драму очень хотелось поставить», и «потому подали заявку в Министерство культуры и меньше чем за два месяца поставили спектакль». Работа над ним до утверждения Минкульта шла в перерывах между основными репетициями и постановками.
На большой сцене «Цену удовольствия» не планируют показывать.
- Я считаю, что это интимная вещь и интимный разговор со зрителем. И он предназначен только для малой сцены. На большой сцене, возможно, что-то может потеряться. Шептальный реализм, к примеру, на ней будет не уместен, - считает режиссер.
В спектакле заняты, кроме режиссера, еще и Татьяна Строк, Михаил Ильич, Иван Гизмонт и Екатерина Сиротко. Работа артистов в этом спектакле заслуживает самой высокой оценки. Их герои натуральны, им веришь, они восхитительны. Кроме этого, актерский состав – точнейшее попадание в образ.
- Я спрашивала у них желание работать с этим материалом и с Чеховым. Предлагала им свою тему и говорила, о чем хочу поговорить. Они прочли эти рассказы. И все пришли к мнению: мы попробуем это сделать, - отмечает режиссер.
Жанр спектакля обозначен в афише, как ироничная драма в миниатюрах. Спектакль Чеховский по времени, но в то же время и современный. Добиться такого было не просто.
— Это не совсем Чеховские времена, и это что-то вневременное. Мы, как могли, учитывали какие-то манеры поведения того времени. Скажем, ровное держание спины, для меня это не свойственно в жизни. В нем больше присутствует внутренняя стать, чем внешняя, - отмечает режиссер.
И добавляет:
— Рассказы Антона Павловича Чехова очень тонко, очень здорово обнажают человеческую душу, оголяют его поведение. Они все пронизаны иронией, тонким юмором, но в то же время и драматическими вещами, тяжелыми, глубокими, но облегчены этими ироническими нотками. Поэтому и был определен такой жанр.
Чехова ставят многие театры, но он сложен в работе. Поэтому обращение Евгении Годун к этому автору для первой постановки по меньшей мере удивило.
— Театр для меня – это очень сумасшедшая сила, которая перепахивает человеческие души. И эта мысль для меня - самая главная и первоочередная. И я надеюсь, что мне ее удалось донести до зрителя, чтобы он меня понял. Удалось ли, прозвучало ли? Это, наверное, будет решать наш зритель.
Кроме того, у меня это не чистый Чехов, а по мотивам рассказов Чехова. Это предусматривает изменения каких-то авторских цитат. Но мы придерживались и не меняли фразы Чехова. Единственное, немного поигрались со временем. В спектакле присутствуют микрофоны, есть обращения к театру кукол. Нам было любопытно обращаться с куклой. Для Ивана Гизмонта, к примеру, это был новый этап в его актерском творчестве. Нам всем хотелось с этим человеком-куклой поразговаривать и повзаимодействовать. И это был синтез взаимодействия драматического театра с кукольным. При этом мы не перегибали палку, потому что это были очень сложные и немного другие вещи для нас, - поделилась секретами работы над спектаклем Евгения.
Актер Иван Гизмонт.
В истории театра не так много примеров, когда артисты, а в особенности актрисы, становятся режиссерами. Как выяснилось, путь Евгении к режиссуре был отнюдь не случайным: она - выпускница университета культуры и искусств (факультет – режиссуры).
- Но так сложилось, что курс был актерский, и я пришла в театр как актриса. И мне больше, конечно, нравилось актёрствовать. После декрета во мне, вдруг, проснулись режиссерские чувства. Я почувствовала, что у меня так много накопилось, так много всего набралось, что захотелось поговорить со зрителем. Я поняла, что хочу ему что-то сказать, да так, что это вытекло в этот спектакль, - раскрыла подробности своего обращения к режиссуре актриса.
- Я не буду говорить какая тема в нем присутствует, пусть зритель приходит и смотрит, - подытожила разговор о спектакле режиссер.
Сценографией к спектаклю занимался Николай Полторака. Он придумал символичную чёрно-белую фактуру и стильный декор. Его идея и картина на сцене с портретом Кувшинниковой - друга Антона Павловича и прототипа нашумевшей некогда чеховской "Попрыгуньи". Все детали и декорации на сцене точно отражают мысль режиссера: «что то вневременное»...
Художник-постановщик Николай Полторака.
***
Музыкальное оформление – Татьяна ИВАНОВСКАЯ.
Хореография - Ольга КЛИМУК.
Премьеры в этом сезоне пройдут 5, 22 и 23 июля. Начало в 19 часов.