Брестский зритель остался в восторге от трагифарса «Куклы» по мотивам пьесы Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион». Спектакль 18 сентября дал на XX Международном театральном фестивале «Белая Вежа» Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина (Россия), обладатель Гран-при «Белой Вежи» в 2006 году.
В зале Брестского академического театра драмы не было свободных мест все время пока шел спектакль, ни до, ни после антракта. А между тем «Куклы» шли три часа. Актеров вызывали на бис, аплодировали стоя.
Однако критики спектакль просто разгромили.
Как выяснилось, театрального критика из Беларуси Людмилу Громыко на протяжении всего спектакля не покидала мысль: «А из какой ткани сделаны костюмы кукол и людей, которые якобы из кожи». Оказалось, из дерматина.
«И этот дерматин бросил свет на весь спектакль. (…) Я увидела большую режиссерскую претензию на нечто. И режиссерские амбиции, которые распространяются и вширь и вглубь, и по горизонтали и по вертикали. Но что в итоге? Кожа или дерматин? (…) Обманываете или не обманываете критиков и зрителей. И вообще, что это было», - задалась вопросом Людмила Громыко.
Украинский критик Мария Храпачева прокомментировала спектакль так: «В программке написано, что спектакль – трагифарс, но какой это трагифарс? Мне показалось, что это не совсем фарс, а пародия - как в тексте пьесы: «Что за топорная работа». (…) Подробно его анализировать даже неохота, и не потому, что он прекрасен. С самого начала мы погружаемся в то, что текст подается большими блоками, он весь тараторится, его не слышно. Потому что музыка давит на слуховые рецепторы так, что невозможно от нее никуда спрятаться. (…) Там звучат хиты, но, когда на вас давят музыкой как танком, то спрашивается: а зачем это? Что пытаются спрятать за этой музыкой и для чего сделана такая маскировка. (…) Разделить на сцене людей и кукол, стремящихся в люди, невозможно. (…) Проникаешься к двум из них, которые говорят тихо, а затем также начинают истерить».
«Скорее, это некое эстрадное шоу, нежели спектакль», - считает Мария Храпачева.
«Артисты стали заложниками режиссера. Героя положительного нет. Получилось черное ради черного. И больше ничего. Я не вижу ни идеи, ни того, ради чего все это было заверчено, сделано. Поплясать? Попеть? (…) Получилось трехчасовое не эстетически приятное ни для ума, ни для сердца, ни для души представление. Искрометные шутки, которыми нас как стрелами забросали, вначале воспринялись интересно, а потом даже это стало раздражать.
Мне спектакль непонятен. Непонятно для чего и почему он создан. Хотя публика оставалась, публике он интересен. Но для себя я не нашла ответа ни на один поставленный вопрос», - сказала литовский критик Мария Танана.
Все критики сошлись во мнении, что в спектакле нет идеи, хотя она могла бы быть.
И в этом с ними трудно не согласиться.
Режиссура, художественное оформление: народный артист России, лауреат премии правительства России Валерий Белякович
Ассистент режиссера: Максим Новиков
Ассистент режиссера по пластике: Андрей Манохин
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Оксана Бгавина, Виталий Бгавин, Иван Кириллов, артисты Вероника Васильева, Надежда Пахоменко, Эвелина Ткачева, Дмитрий Беседа, Антон Блискунов, Илья Васильев, Дмитрий Гарнов, Дмитрий Евграфов, Андрей Зотов, Николай Ильдиряков, Антон Ермак, Игорь Нарожный, Михаил Новичихин, Евгений Рощин, Роман Рощин, Андрей Терехов, Игорь Ткачев, Илья Штейнмиллер.