6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.
Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху).
Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня.
Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого.
После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.
Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду.
Вкушать пищу можно после окончания вечерни.
Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами.
Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.
Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше.
Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.
Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19,26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава.
Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество.
На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали.
Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Так же и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки.
Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.
Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью.
Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия.
В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.
Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника.
Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении.
Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов.
Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться.
Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.
Протоиерей Дионисий Свечников.