7 января - праздник Рождества Христова, один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения в Вифлееме Сына Божьего - младенца Иисуса от Пресвятой Девы Марии. В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским (Филипповым) постом.
В ночь с 6 на 7 января Рождество отмечают шесть из пятнадцати православных церквей — Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская, Македонская, а также старообрядцы и старостильные церкви.
К слову:
По новоюлианскому календарю (25 декабря) празднуют Рождество Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чешских земель и Словакии, Американская православные церкви, православная церковь Украины и Украинская грекокатолическая церковь.
По григорианскому календарю Рождество у католиков и протестантов — 25 декабря, у Армянской апостольской церкви — 6 января.
День рождения Рождение Мессии в Вифлееме более чем за 7 веков предсказал пророк Михей - событие описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой.
Принято считать, что в Вифлеем Дева Мария и ее супруг Иосиф из Назарета, где проживали, пришли для участия в переписи населения, которую проводил царь Иудеи — Ирод Великий.
Святое Семейство из-за отсутствия свободных мест в гостиницах вынуждено было заночевать в пещере для загона для скота, в которой и родился младенец. Ясли стали Иисусу колыбелью и «вместилищем невместимого Бога».
Точная дата рождения Иисуса неизвестна и, как предполагают, может иметь место между 12 г. до н.э. и до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения.
О том, что рожденный младенец является Божьим Сыном, первыми узнали пастухи из послания ангела. К ребенку пришли волхвы, которые преподнесли в дар — золото, ладан и смирну — и были первыми из людей, кто поклонился Иисусу как своему царю.
Царь Ирод, узнав о появлении истинного правителя иудейского, приказал убить всех мальчиков в возрасте до 2 лет. Как известно, святая семья бежала, сохранив жизнь Иисусу.
Рождество предваряет строгий 40-дневный пост, который начинается 28 ноября в День памяти апостола Филиппа, и заканчивается 6 января. В сочельник (день накануне праздника) готовят постный ужин, традиционное блюдо из вареной пшеницы или риса с медом — сочиво.
По традиции верующие воздерживаются от другой пищи вплоть до наступления Рождества – первой звезды.
Возле храмов устанавливаются вертепы с фигурками Святого Семейства, трех волхвов, ангелов и животных.
В полночь в храмах начинается торжественное богослужение, на которое принято ходить всей семьей.
В храмах здороваются со словами: “Христос родился. Славим его”.
Рождественская служба длится до утра. В храмах совершается литургия святого Василия Великого, поют рождественские песнопения и Тропарь Рождества — основной гимн праздника.
После торжественного богослужения верующие собираются за рождественским столом, за которым можно разговлятся мясными и рыбными блюдами. Наши предки на стол подавали холодную курицу, а гуся или утку — горячими.
Это должен быть постный ужин из 12 блюд по числу апостолов. Каждый за столом должен съесть хотя бы одну ложку сочива для здоровой и благополучной жизни.
Именно в этот вечер на столе должна стоять кутя — главное блюдо праздника. Садиться за стол можно только с первой звездой, перед едой надо прочитать молитву, первым начинал кушать глава семьи.
В конце ужина наши предки оставляли на столе еду для умерших родственников. Считается, что в ночь с 6 на 7 января живой и духовный миры объединяются в одно целое.
Одно из традиционных блюд – кутя – готовится из риса или пшеницы, дополняется изюмом, маком, орехами и медом.
ГОтовтя вареники с капустой, голубцы с рисом, блины, рыбные блюда.
Дошла до наших дней, и традиция выпекать на Рождество пироги, пряники, колядки (изделия из ржаного пресного теста с разной начинкой), которыми угощали колядующих.
Дом можно украсить елями, которые бы символизировали евангельское дерево, а также иконами, скатертями и ладанками.
Наши предки ставили в доме пшеничный сноп - символ благополучия, семейной гармонии и богатого урожая.
В народе считается, что в Рождество гадания точны, и многие сбываются.
Священнослужители утверждают: ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19,26) – сказано в Священном Писании.
Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная.
Рождественской традицией издревле считается колядование, а также вертеп. Колядующие разыгрывают сцены рождения Христа, поют рождественские песни. Им принято давать угощение.
Однако следует помнить, что колядки – это народное творчество, которое имеет языческие корни..
"На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали.
Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Так же и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки", - напоминает протоиерей Дионисий Свечников.
Читайте также: