Сегодня в рубрике "Персона" мы представляем вам талантливого творческого человека, гостя портала TOMIN.BY Марию Эриксон (Maria Eriksson). Мария - композитор, начинающий продюсер и вокалист по совместительству. Уроженка Беларуси уже более восьми лет живет и работает в Швеции.
- Мария, твоя девичья фамилия Страцкевич, творческий псевдоним прежде был Вишневская. Теперь ты Эриксон – это новый псевдоним?
- Нет. Это фамилия мужа. Мне было некомфортно, когда всякий раз мою фамилию не могли произнести шведы, впрочем, как и люди других национальностей. (Смеется). Решила облегчить им задачу и взяла фамилию мужа.
Что касается псевдонима Вишневская, то это фамилия моих предков по маминой линии - талантливых музыкантов. У них даже был свой ансамбль.
1992 год. Мария с родителями.
- А как давно ты занимаешься музыкой?
- С детства. С четырех лет сочиняю.
- В каких жанрах работаешь?
- Во всех, кроме джаза, шансона и рэпа. Но и это могу, если надо. Мне кажется, композитор должен уметь всё. Всегда любила рок и работала, в основном, в этом жанре. А недавно вот написала пару романсов на заказ и даже песню в народном стиле, неожиданно для себя.
Еще и танцевальную выдала. Раньше думала, что никогда не стану писать того, что принято называть "попсой". Но почему нет? Людям это надо, так что - прочь высокомерие. Главное - делать качественно.
Валерий Меладзе хорошо сказал по этому поводу. Точно не процитирую, но смысл такой: «Что за пренебрежительное слово - "попса"? Музыка бывает плохой или хорошей, независимо от жанра. Почему, например, плохой рок не называют "рочком"?». Я это запомнила.
С учительницей музыки Светланой Аркадьевной.
- Недавно вышел дебютный клип на твою песню...
- Да. Это песня "Wild". И исполняет ее неординарная певица Мария Кацева, финалистка украинского шоу Х-Фактор. Я не любитель телевизионных шоу. Но Х-Фактор, и именно украинский, смотрю уже три сезона.
Что я могу рассказать о песне и, тем более, о клипе? Его надо смотреть и слушать. Хотя работой режиссера я не очень довольна. В остальном - все супер.
И еще: не надо жаловаться на отсутствие средств и возможностей делать что-то. Было бы желание, а возможности найдутся.
- Ты живешь в Швеции. Почему именно Х-Фактор, и именно в Украине, привлек твое внимание?
- Хороший вопрос. Х-Фактор имеет очень гибкий формат. В этом шоу могут участвовать люди от 14 до 100 лет. Нет никаких ограничений. Ты не обязан быть молодым, худым и красивым, чтобы участвовать и побеждать в этом шоу. Но вот талантливым и особенным - всенепременно.
Данный демократичный подход завоевал мое внимание и уважение. Музыкальные предпочтения формируются не головой, а сердцем. И когда баланс нарушается - люди начинают требовать другого - душевного. Настоящего.
Это неправда, что большинству нужны только поющие трусы. Сие несколько из другой области, которая к музыке не имеет особого отношения. Я бы назвала это стриптизом, с примитивным музыкальным сопровождением. (Смеется).
Может быть, вы скажете, что это максимализм? Вряд ли. Иначе не появилась бы Земфира, которую сделали легендой миллионы поклонников.
Почему украинский Х-Фактор? К сожалению, этого шоу нет в Швеции. Оно продержалось здесь лишь один сезон и закрылось.
- А почему такого конкурса нет в Швеции?
- Швеция очень разбалована в плане музыки. Это страна, где каждый второй, так или иначе, занимается музыкой. Страна с мощной музыкальной индустрией и историей. Страна, которая регулярно "экспортирует" своих артистов в мир.
Я бы сказала, что Швеция намного более цинична в музыке. Здесь нет этой задушевности - "рвись баян, гори хата". Менталитет другой. И дело не в национальности. Этнически мы имеем родство со шведами, я бы сказала, больше, чем с русскими.
Дело в социальных и экономических фишках. Чтоб душа нараспашку, порой, надо пройти через "нечего есть", "негде жить" и "я виды видал". А самое большое горе в жизни шведа - это потерял багаж по дороге в Тайланд. (Смеется). Разумеется, я утрирую.
Всё либо очень европейски коммерческое, либо очень неформатное, либо блэк-металл. (Смеется). Но и из этого, казалось бы, неформатного, шведы умудряются делать продаваемое и, в итоге, завуалировано форматное.
По каким-то причинам, Х-Фактор в Швеции не прижился. Но вот талант-шоу Идол (Idol), созданное тем же продюсером, что и Х-Фактор, - Сайманом Коуэлом, существует здесь уже целое десятилетие. И это как раз показатель.
Идол пользуется в Швеции сумасшедшим успехом. В нем участвуют одаренные ребята, обычно не старше 30, которые, в основном работают в модных современных течениях. У всех поразительные голоса, но индивидуальности, на мой взгляд, маловато. Все поют, как Рианна.
Я много говорю о подобных шоу, потому что, мне кажется, что именно они отражают желания аудитории в каждой конкретной стране. Такие шоу необходимы. Потому что они дают шанс каждому. Потому что однажды они родят Адама Ламберта...
Что касается Украины - то я всегда любила эту страну, ее культуру и фольклор. И поражалась огромному количеству талантливых поющих людей. Просто концентрат какой-то. В украинцах есть та самая харизма, о которой так много говорится.
- А что же белорусы? Разве мало у нас талантливых людей?
- Таланты есть, но, порой создается впечатление, что и нет их...
Я сейчас говорю о популярной музыке, музыке на большую аудиторию, а не об альтернативных проектах, коих в Беларуси немало.
И вот, кстати, были интересные исполнители в украинском Х-Факторе. Например, "Инжир" - потрясающее женское трио. Вокал, подача, английский... Но в Беларуси их даже не пропустили на финал отборочного Евровидения...
Еще одно талантливое белорусское трио из Могилева, участвовавшее в Х-Факторе - Вeatrees. Надеюсь, они пробьются.
Мне импонирует Гюнешь Абасова - она знает, что делает. Всё органично и на месте. У Инны Афанасьевой уникальный голос.
Но дело не только в хорошем голосе. Хороших голосов валом. Не этим надо конкурировать, а энергетикой. Есть что-то, что людям нравится - "химия" какая-то. Перед которой, порой, и диапазон в четыре октавы - ничто.
- А как ты оцениваешь белорусов на Евровидении?
- Из года в год пытаются показать Европе то, что там уже давно видели. Какая-то гонка за форматами. Номер два, а тем более три и четыре, никогда не будет номером один. Белорусы на Евровидении пытаются догнать на дистанции, на которой они неконкурентоспособны.
Надо найти свой путь. Совершенно иной, не пытаться ни на кого равняться. Вот, мне кажется, этно-коллектив "Троица" был бы интересен Европе.
Некий эффект повторения, пускай и на высоком уровне, - основная ошибка белорусов на Евровидении, на мой взгляд.
Испания. Пятнадцатилетняя Маша примеряет костюм в салоне народных платьев. 1997 год.
- Насколько я знаю, ты же пишешь для белоруски Таши Оди. С чего начиналось ваше сотрудничество?
- Таша два года подряд заслуженно проходила в финал белорусского отборочного тура на Евровидение. Кроме того, является профессиональной джазовой певицей и исполнительницей главной роли в мюзикле "Пророк" Ильи Олейникова.
Я познакомилась с ней через моих шведских коллег, с песней которых она выступала в отборочном туре на Евровидение. Сотрудничество началось с того, что я написала текст к музыке вышеупомянутых шведских авторов. Теперь мы работаем над новым материалом, где и стихи, и музыку пишу я.
Таша многогранный музыкант - доказательством чему является наша с ней новая работа, которую мы и презентуем сегодня. Песня называется "Девочки хотят любви" и создана, как говорится, в лучших традициях жанра. (Смеется).
Но песня эта не такая простая, какой может показаться на первый взгляд. Она, можно сказать, с двойным дном. Думаю, слушатель всё поймет без лишних слов.
- Почему ты написала такую песню вообще? Это ведь не твой стиль.
- Мне кажется, эта композиция из тех, которые раскручивают себя сами. Песня "Девочки хотят любви" написана со стебом и от души. Она сделана качественно и, как смеется моя мама: "Народ будет танцевать под нее на свадьбах".
Кстати, ее аранжировку сделал Роман Козырев - солист БГА "Песняры". Он же делал аранжировки и некоторых других моих песен. Рома отличный музыкант и всегда все понимает с полуслова. Не навязывает своих мнений и прислушивается к моему. Это редкость среди аранжировщиков.
- Если песня хитовая, то почему ты не предложила ее, скажем, Филиппу Киркорову или другой суперзвезде?
- Во-первых, первый эшелон русскоязычной поп-музыки - это для меня не самоцель. Я больше буду довольна, если мои песни дадут жизнь новым талантам.
Во-вторых, до таких людей нелегко достучаться. Раньше я пыталась выйти на этот большой рынок "с разгону" и на всех парусах... Но так не бывает. Нужно пройти двести директоров, администраторов, продюсеров, вплоть до водителей, чтобы запись дошла до самого исполнителя. (Смеется). Да и если дойдет, не факт, что он ее послушает. Таким исполнителям приходят сотни песен ежедневно.
- А кого ты считаешь достойным автором в поп-музыке, кому не пожалела бы денег за хит?
- Из раскрученных, это, пожалуй, Макс Мартин, который в соавторстве написал основные хиты для Бритни Спирс, Селин Дион, Ace of Base и многих других.
Из русскоязычных - это Виктор Дробыш и Константин Меладзе.
Еще очень люблю Алексея Рыбникова и Анжело Бадаламенти, но это, конечно, другой жанр.
- Твои любимые исполнители?
- Queen, АВВА, Judas Priest... Я поклонница уникальных тембров, а не голосов, можно так сказать. Очень нравится эстонская певица Ленна Куурма, у нее потрясающий голос. У Милы Йовович мега-голос. Люблю Софию Ротару, Адама Ламберта.
Из новых - шведский проект Hurula. Люблю фольк. Мне кажется, это музыкальная и культурная основа, некий концентрат, зеркало каждой нации. Еще металл люблю местами и "динозавров" хард-рок сцены. (Смеется).
- Для себя ты что-то записываешь?
- Да, сейчас работаю над циклом песен в жанре скандинавского фольклора, с элементами рока и мантры.
- Почему ты бросила петь? Песни в твоем исполнении звучали на радио.
- Петь я не бросила. Как я люблю говорить, в душЕ и дУше я певица номер один. (Смеется). Петь надо не в обмен на известность, а потому что любишь. Как говорил Андрей Миронов: "Я очень люблю петь, как и все люди, которые этого не умеют". (Смеется).
Я очень критично отношусь к своему голосу и артистическим способностям. И советую всем попинать себя, прежде, чем выходить на сцену.
У меня неплохой тембр, с этим я соглашусь.
Вокальные способности получила, наверное, от своих дедов и прадедов - прекрасных музыкантов и певцов. Обе бабушки поют. Музыкальная школа, конечно, тоже многое дала в плане развития. Я благодарна Станиславу Захаровичу Проданцу - нашему преподавателю сольфеджио, у которого я постоянно сачковала хор. Как-то это компенсировалось. (Смеется).
А за постановку голоса должна сказать спасибо заслуженному артисту Беларуси, солисту театра оперы и балета Михаилу Александровичу Жилюку, который несколько лет занимался со мной вокалом.
Но, как я уже говорила, голоса мало. Хороших голосов в любом хоре достаточно. А быть личностью на сцене - это дорогого стоит.
Надо держать слушателя в кулаке, как это делали Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон, Эдит Пиаф... Остальное - вопрос денег, а не таланта. Так что пока я попишу песни и попробую себя в роли продюсера. А дальше будет видно, что из этого выйдет.
- А теперь предлагаем пользователям портала послушать одну из твоих песен в твоем же исполнении.
- Спасибо, надеюсь больно бить не будут. (Смеется). Эта песня - пробный вариант - демо. Мы скоро услышим ее (с несколько измененным текстом) в исполнении талантливого московского певца Ивана Жукова, который, кстати, тоже принимал участие в Х-Факторе и Большой сцене. Уверена, он артист с большим будущим.
Продолжение на следующей странице