top.mail.ru

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Брест: расписание движения транспорта Афиша ДК профсоюзов в Бресте Афиша Бреста на TOMIN.BY

 

 
 
26
июнь 2018

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

Проект "Чудо природы" ***

Республиканский ландшафтный заказник "Ольманские болота" - крупнейший болотный комплекс верховых, переходных и низинных болот Беларуси, сохранившийся до наших дней в естественном состоянии, и один из крупнейших болотных массивов Европы. 

- Сейчас через Ольманы ведут дорогу, которая нарушит гидрологический режим заказника и несет угрозу его фауне и флоре. Строительство нужно прекратить, пока экосистеме не нанесен непоправимый вред, -  считают в крупнейшей природоохранной общественной организации страны "Ахова птушак Бацькаўшчына" (АПБ).

 

Заказник "Ольманские болота"

Республиканский ландшафтный заказник "Ольманские болота" расположен на территории Столинского района Брестской области. Его площадь 942 кв. км., что почти в 4 раза больше знаменитого болота Ельня. В отличие от других болот на Полесье, Ольманы не подверглись мелиорации: здесь был военный полигон. 

Ольманские болота имеют высокий международный статус: это - Территория, важная для птиц международной значимости и Рамсарское водно-болотное угодье.

В заказнике “Ольманские болота” живет крупнейшая в Беларуси популяция большого подорлика (18-20 пар) – глобально угрожаемого вида.

Ольманы - одно из нескольких мест в Беларуси, пригодных для его гнездования, и одна из немногих стран в мире, где эта птица сохранилась.

Большой подорлик чрезвычайно чувствительный к беспокойству человеком.

Большой подорлик - фото

Большой подорлик.

 

Что происходит в Ольманских болотах сейчас: идет строительство дороги

Сейчас по уникальному ландшафту ведут "Лесохозяйственную дорогу № 3" стоимостью 2 миллиона рублей. Её собираются закончить до сентября 2018 года. Деньги на строительство выделил Минлесхоз. Маршрут - от деревни Корма на север заказника к речке Ствига, где будет железобетонный мост.

Полесский лесхоз начал строить дорогу в августе 2017 года, а проект, подготовленный "Брестдорпроектом", приняли еще в 2016 году. 

- В начале года АПБ узнала о строительстве на Ольманах "Лесохозяйственной дороги № 4" до деревни Коротичи, когда специалисты организации мониторили проекты, которые планируется осуществить в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Это нужно внимательно отслеживать, так как в последнее время поступает все больше тревожных сообщений о вмешательстве в важные для сохранения дикой природы участки: планируются, например, новые торфоразработки на реке Дитва, на болоте Булев Мох.

В июне сотрудник АПБ Николай Черкас выехал в деревню Корма посмотреть, где планируется строить четвертую дорогу. И так узнал, что третью уже ведут по нетронутому болоту, - отмечают в АПБ.

 

Зачем строят дорогу на территории заказника “Ольманские болота”

Как поясняет главный лесничий Полесского лесхоза Василий Петровец, она нужна в хозяйственных целях: прежде всего для доступа к лесу, который пойдет на продажу. Мол, лесхоз не очень богатый, а новая дорога позволит увеличить объем лесозаготовок и вывозить их более коротким путем.

Вторая задача - борьба с пожарами, которых стало больше в последние сухие годы. 

- Но все это с точки зрения природоохранников очень сомнительные причины для такого разрушительного проекта в заказнике, - отмечают в АПБ. - Во-первых, новая дорога почти 14 км идет по старой лесной, но на ней запланировано несколько спрямлений по болотной целине длиной 6 км.

Во-вторых, Ольманы ценны прежде всего своими уникальными природными экосистемами, а не древесиной. Рентабельными ли будут лесозаготовки, учитывая огромную стоимость дороги и ущерб заповеднику? Деньги можно было вложить, например, в переработку местных ягод, которыми богат заказник, или другие недеструктивные бизнес-проекты.

В-третьих, дорога сама может стать причиной пожаров, так как подсушит болото (на почти 20 км дороги запланировано положить 9 труб диаметром от 0,6 м до 1,2 м) и делает глухие ранее места легкодоступными для человека. А именно человек - самая частая причина лесных пожаров.

 

Какой будет дорога в Ольманских болотах и чем она опасна

Ширина дороги по проекту - 5 метров, но в некоторых местах она сейчас достигает 20 метров. Василий Петровец говорит, это часть технологии и дорога в итоге повсюду будет 5-метровая. Сколько песка берет болото, чтобы в итоге получилась высокая грунтовка, пригодная для лесовозов и пожарных машин, можно судить по стоимости проекта. Песок берут из уникальных ледниковых дюн.

Новая дорога изменит уникальный ландшафт, станет дамбой, которая нарушит гидрологический режим территории. Одна часть болота постепенно превратится в водоем, а вторая – подсушится и станет более пожароопасной.

- Естественному болоту от пожаров нет серьезной угрозы. Больше терпят пересушенные территории. И неизвестно, эта дорога будет помогать тушить пожар или будет способствовать осушению, - задается вопросом председатель Лесной рабочей группы АПБ Андрей Абрамчук

Безусловно, подсушение повлияет на флору и фауну Ольман. И то, что через болото начнет ходить больше людей и ездить авто, сделает ситуацию еще хуже.

- Всего в километре от места, где сейчас строят трассу, находится гнездовой участок большого подорлика. Очевидно, что трансформация его территории и фактор беспокойства будут воздействовать на птицу. Она может оставить свою территорию. А найти новое гнездо будет нелегко: все Ольманы плотно заняты большим подорликом. Придется где-то еще искать, бродить по миру, - говорит Валерий Домбровский, координатор проекта "Научно обоснованная охрана глобально угрожаемого большого подорлика в Беларуси".

Поскольку территория Ольман была малодоступная, в этом заказнике многие виды не передавались под охрану. А теперь оказалось, что Ольманы - одна из наименее адекватно защищенных ООПТ в Беларуси, поскольку в Положении о заказнике не запретили строить дороги.

 

Как же такой проект могли принять?

- Любое строительство на ООПТ должно проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и обсуждаться с обществом. Такие обсуждения Полесский лесхоз проводил в 2012, 2014 и 2016 годах, но все прошло очень тихо, и широкая общественность про проект не узнала. Отчет о влиянии на окружающую среду лесохозяйственной дороги № 3 выполнял Полесский аграрно-экологический институт НАН Беларуси в Бресте. И качество этого отчета и проведенных экспертиз вызывает много вопросов, - считают в АПБ.

- Авторы оценки воздействия различных проектов дорог на заказник специально обосновали наиболее вредный для заказника вариант. Почему? Ответа нет. Почему-то по расчетам биологов получается, что новая дорога на месте старой будет стоить в 4 раза дороже, чем если 6 из 20 км будут идти просто по болоту! За счет сокращения? Еще специально указано, что даже в кварталах, где живут змееяды и большие подорлики, дорога в болоте им не должна мешать. Отдельные места этого документа читаются как анекдот, - говорит директор АПБ Александр Винчевский.

 

Как спасти Ольманские болота?

АПБ считает, что нужно немедленно остановить стройку и пересмотреть строительный проект и его экологическую экспертизу. Построенную через болото часть дороги нужно ликвидировать. Соответствующие запросы направлены в прокуратуру и Минприроды.

- В перспективе Ольманские болота следует сделать заповедником, так как статус заказника республиканского значения не запрещает вести здесь хозяйственную деятельность, - считают в АПБ.

В Беларуси всего 4 % болот. Ненормально, что пока за большие деньги в одном месте пытаются восстановить одни (хотя болота возобновятся только через тысячи лет), где-то разрушаются другие. Программа строительства лесных дорог таким образом может угрожать сохранению дикой природы Беларуси.

Сейчас обсуждается включение всего Припятского Полесья в Список Всемирной наследия ЮНЕСКО. В следующем году начнется подготовка номинации, чтобы внести Припятское Полесье, включающее и Ольманские болота, в этот список.

Если вы знаете о подготовке проектов, которые могут угрожать дикой природе, сообщайте по телефонам +375 17 369-76-13, +375 29 223-06-13, +375 29 101-68-87 или по электронке Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Отслеживать появление таких проектов можно на сайтах исполкомов или в местной прессе.

Контактное лицо - Александр Винчевский, 8 (029) 101-68-87, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить