Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 
17
нояб 2021

Закон о гарантированном возмещении банковских вкладов: что меняется для физлиц и ИП

 

 

TOMIN.BY

С 1 апреля 2022 года вступят в силу изменения в закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и отдельных норм Банковского кодекса Беларуси. О том, что изменится в законе для физических лиц и ИП рассказали в Нацбанке. Подробности - в материале TOMIN.BY. 

 

 

Порядок возмещения вкладов для ИП

 

В числе вносимых изменений - введение гарантированного возмещения вкладов, размещенных индивидуальными предпринимателями.

«Для индивидуальных предпринимателей установлена максимальная сумма возмещения. Она составляет 100 тысяч рублей в одном банке, что превышает максимальные размеры возмещения, которые определены для вкладчиков в других государствах – участниках ЕАЭС», - прокомментировали нововведения в Национальном банке Беларуси.

 

 

Банковские вклады

 

 

Порядок возмещение вкладов для физлиц

 

Для физических лиц, размещающих денежные средства во вклады, сохраняется действующий подход – гарантированное возмещение соответствующих денежных средств в полном объеме.

При этом срок выплаты возмещения вкладов сокращается с одного месяца до 7 дней с даты подачи заявления (при необходимости дополнительного изучения информации сохраняется срок до одного месяца). Кроме этого, с 2 до 5 лет увеличивается период для обращения за возмещением вклада.

Физлица могут выбирать форму выплаты - наличными или в безналичном порядке. А вот ИП могут получить выплату только в безналичном порядке. 

«Для всех субъектов системы гарантированного возмещения вкладов общим является правило о выплате возмещения в безналичном порядке без взимания банками вознаграждения (платы) за осуществление банковских операций», - уточнили в Нацбанке.

 

 

 

Формирование резерва Агенства и другие новшества

 

Новая редакция закона закрепит переход к системе дифференцированных взносов банков в резерв Агентства. Так, сейчас для расчета взносов применяется единая для всех банков базовая ставка (банки, проводящие более рискованную политику, несут ту же финансовую нагрузку, что и более консервативные банки). С 1 апреля 2022 года будет применяться двухуровневая система ставки, которая включает базовую и дополнительную (дифференцированную) ставку.

«Величина дополнительной ставки будет зависеть от уровня рисков, принимаемых конкретным банком в ходе осуществления своей деятельности», - уточнили в Нацбанке. 

«Еще одним нововведением, касающимся формирования резерва Агентства, является возможность приостановления применения базовых ставок. В частности, они не будут применяться, если размер резерва Агентства составит 10 и более процентов от общей суммы привлеченных банками вкладов физических лиц.

Если же размер резерва Агентства снизится, то применение базовой ставки возобновится. Схожий подход характерен для системы страхования вкладов в Российской Федерации», - прокомментировал регулятор.

Для защиты резерва агентства от обесценения расширяются возможности для инвестирования свободных средств.

Кроме финансовых инструментов Национального банка и Министерства финансов, средства резерва смогут также размещаться в ценные бумаги ОАО "Банк развития Республики Беларусь". 

Как и ранее, конкретные объекты для инвестирования временно свободных средств резерва Агентства, предельный размер, порядок и условия их инвестирования утверждает Наблюдательный совет Агентства. Инвестирование всегда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности объектов, в отношении которых Агентство осуществляет инвестиции. 

«Ценные бумаги ОАО "Банк развития Республики Беларусь" относятся к высоконадежным инструментам инвестирования, включены в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов, наравне с государственными ценными бумагами и облигациями Национального банка. Помимо этого, законодательством закреплен механизм субсидиарной ответственности Республики Беларусь по ценным бумагам ОАО "Банк развития Республики Беларусь"», - уточняют в Нацбанке.

 

 

 

Как показала практика, в ряде случаев банки, планирующие завершение своей деятельности, не могут исполнить обязательства перед вкладчиками – физическими лицами, которые не обращаются за незначительными суммами вкладов, что делает невозможным завершение процесса ликвидации.

 

Для урегулирования данной ситуации в Законе предусмотрена статья, в соответствии с которой:

  • обязательства банка перед такими вкладчиками будут считаться погашенными, если банк перечислит Агентству денежные средства в сумме, необходимой для выплаты возмещения вкладов;

  • если вкладчик не обратится за возмещением в банк-поверенный или Агентство, то по истечении 5 лет соответствующие обязательства прекращаются, а оставшиеся средства направляются в республиканский бюджет.

 

 

Законом также задействуется аналитический потенциал Агентства и расширяются его полномочия по широкому спектру вопросов, включая:

  • осуществление анализа деятельности банков, принятых на учет, в части оценки вероятности возникновения положения, которое может создать угрозу интересам физических лиц;

  • определение группы риска, к которой относится банк для целей расчета календарных взносов в резерв Агентства;

  • дополнительный контроль за выполнением банками возложенных на них обязанностей по формированию и актуализации реестра обязательств перед физическими лицами;

  • создание условий для дальнейшего развития системы гарантированного возмещения вкладов.

 

 

 

 

Рейтинг рубрики за неделю