Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 

61‑й истребительной авиационной базе — 65 лет

 

Тамара ТИБОРОВСКАЯTOMIN.BY

28 мая 2016 года личный состав 61-й истребительной авиационной базы, которой тогда командовал полковник Александр Потехин, отпраздновал 65-летие со дня образования части. Торжественные мероприятия прошли на местном аэродроме в рамках празднования 26-29 мая 145-летия со дня основания города Барановичи. К слову, на праздновании 55-летия части в авиашоу участвовала авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». 

 

 

На аэродроме части в этот день гостям показали вооружение и авиационную технику ИАБ. Здесь же состоялись демонстрационные полеты Ми-8 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы, дислоцирующуйся в Мачулищах.

Фигуры высшего пилотажа показали пилоты МиГ-29 61-й ИАБ. Их сменили в небе на СУ-25 экипажи 116–й штурмовой авиационной базы ВВС и войск ПВО. В небе над аэродромом свое мастерство показали и летчики Як-30 116-й ШАБ, а также пилоты вертолета Ми-24 50-й САБ. 

Зрители наблюдали за десятиминутным воздушным боем МиГ-29 и выступлениями военнослужащих Сил специальных операций.

9 сентября 2016 года полковник Александр Потехин простился с Боевым Знаменем части и уволился в запас. Его преемником стал полковник Юрий Пыжик – бывший начальник штаба-первый заместитель командира авиабазы.

 

 

Гордость 61-й ИАБ

 

Гордость 61-й ИАБ – Герои Советского Союза полковник Александр Волошин и подполковник Николай Глотов. В годы войны летчики-фронтовики сбили 16 и 19 самолетов противника соответственно.

Первый Герой Беларуси подполковник Владимир Карват также служил в этой части. Он погиб 23 мая 1996 года, уводя пылающий самолет  от населенных пунктов. Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиационной эскадри­льи 61 ИАБ. 

Орденами «За личное мужество» посмертно награждены полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич. Оба погибли 30 августа 2009 года при выполнении показательных полетов в польском городе Радом. 

 

 

История 61-й истребительной авиационной базы (61-й ИАБ)

 

Днем рождения 61-й истребительной авиационной базы считается 1 мая 1951 года - день, когда авиаполку вручили Боевое Знамя. 

История аэродрома Барановичи началась раньше. В довоенное время со взлетной полосы взлетали истребители, штурмовики и бомбардировщики смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа. 

В годы Великой Отечественной войны отсюда улетали немецкие самолеты, бомбившие Москву, Смоленск, Волгоград и другие городам СССР. 

В 1945 году здесь обосновались истребители 144-й и штурмовики 11-й авиационных дивизий.

С января 1951 года на аэродроме Барановичи дислоцировалась 39-я истребительная авиационная дивизия войск ПВО СССР, в состав которой входили два полка: 129-й и 61-й.

В конце 1951 года группу летчиков 61-го полка откомандировали в Корею для оказания интернациональной помощи дружеской стране в войне с американскими агрессорами. В этот период погиб старший лейтенант Орлов, который не вернулся с боевого задания.

В 50 годы личный состав 61-го авиаполка нес боевое дежурство на новейших в то время реак­тивных истребителях МиГ-15бис, МиГ-17 и перехватчиках Як-25. Первые реактивные крылатые машины провозились в контейнерах и собирались зимой на стоянках аэродрома в Барановичах. Летчикам 61-го авиаполка пришлось быстрыми темпами осваивать новую технику.

1959 год – особый в истории 61-й ИАБ. На вооружение поступили сверхзвуковые самолеты-перехватчики Су-9. А вскоре часть летного состава полка откомандировали на аэродром Сарышаган для защиты южных границ СССР.

В это время личный состав полка в Барановичах продолжал осваивать новый самолет. Боевое мастерство летчики шлифовали на аэродроме в Пружанах, где впервые в Союзе самолеты улетали в небо с грунтовой полосы. 

При расформировании в 1960 году 129-го полка его эскадрилья Як-25м, вошла в состав 61-го полка и в дальнейшем дважды выполняла задачи по охране воздушных границ СССР на аэродромах Тикси и Амдерма в Заполярье.

В 1971 году барановичские военные летчики освоили скоростные высотные перехватчики МиГ-25П.

В 1984-1991 годах 61 авиаполк  имел смешанный состав: на воору­жении одной его эскадрильи находились перехватчики МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других - истребители МиГ-23МЛД.

В 1991 году 61 ИАП начал получать  истребители четвертого поколения Су-27. 

Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году – со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Беларуси.

В 1993 году в рамках реформирования ВС на базе авиационных полков и частей обеспечения сформировались авиационные базы ВВС Беларуси.

Так, в 1994 году 61-й истребительный полк преобразовали в 61-ю истребительную авиабазу (ИАБ) ВВС Беларуси. В се­редине 90-х годов на ее вооружении состояло 23 истребителя Су-27П и три десятка МиГ-29, поступивших в Беларусь в 1992 году.

В 2004 году в 61 ИАБ стали поступать пер­вые в Беларуси модернизированные истребители МиГ-29БМ, а затем и Су-27УБМ1. Доработка самолетов, по­лучающих принципиально новые качест­ва многофункциональных боевых ма­шин, современное оборудование и высо­коточные средства поражения, осуществ­ляется на 558-м авиаремонтном заводе, расположенном в Бара­новичах.  

3 ию­ля 2004 года во время воздушного парада в Минске прошел первый публичный показ звена модер­низированных МиГ-29БМ. 

В мае 2005 года Су-27УБМ1 впервые проде­монстрировали публике свои боевые воз­можности на полигоне под Минском. 

В августе 2010 года в состав 61-й ИАБ вошла Кенигсбергская 927 истребительная авиабаза, дислоцировавшаяся в Березе.

За минувшие два десятка лет личный состав авиабазы освоил новые типы крылатых машин и образцы автоматизированных систем управления, неоднократно демонстрировал высокое летное мастерство в ходе масштабных тактических учений на белорусских и российских полигонах, на воздушных парадах в небе белорусской столицы.

Служба молодого пополнения 61-й ИАБ  начинается с посещения музея авиабазы.

 

Читайте также: