СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ

                                    Древняя мудрость


Новый год и Рождество в Минске: полная программа мероприятий Брест: расписание движения транспорта Афиша ДК профсоюзов в Бресте Афиша Бреста на TOMIN.BY

 

 
 
16
янв 2019

Костел в Волчине - фото

 

TOMIN.BY

Календарь католических праздников. В 2019 году католическая Пасха празднуется в воскресенье, 21 апреля. 

 

 

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой

1 января - Пресвятой Богородицы Девы Марии

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, который отмечается ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

5 января – Сочельник, канун (навечерие) праздника Богоявления

Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.

6 января - Богоявление (День Трёх царей или Три короля)

Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany). В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

19 марта - День святого Иосифа, обручника Девы Марии

25 марта - Благовещение Девы Марии

24 июня - Рождество Святого Иоанна Крестителя

Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни.

Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

29 июня - День святых апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

15 августа - Успение и Вознесение Девы Марии

Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз.

В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

1 ноября - День всех святых

2 ноября - День поминовения усопших

Родительский день. День поминовения усопших. Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.

Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих.

Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

8 декабря - День непорочного Зачатия Девы Марии

Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

25 декабря - Рождество Христово

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В

католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости.

После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.

Католические переходящие торжества

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

21 апреля 2019 г. - католическая Пасха

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами.

Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».

Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

10 мая - Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-й день после Пасхи)

После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу.

При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

9 июня - Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) (7-ое воскресенье после Пасхи)

(7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

16 июня - день Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)

С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

20 июня - Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице).

Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

 28 июня - Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице)

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение.

Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

22 апреля (понедельник) – Пасхальный понедельник 

Празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические непереходящие праздники с постоянной датой

2 февраля - Сретение Господне

4 апреля - День святого Исидора

30 мая - День святой Жанны д'Арк

31 мая - Посещение Девой Марией Елизаветы

11 июня - День Святого Варнавы

13 июня - День Святого Антония

6 августа - Преображение Господне

8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября - Воздвижение Креста Господня

24 декабря - католический сочельник

28 декабря - День святых невинных младенцев Вифлеемских

 

Католические переходящие праздники

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

6 марта - Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) - день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

14 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)

29 декабря  - Святое семейство -  Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

 

Католические непереходящие памятные дни (с постоянной датой)

26 июля - Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

7 октября - Пресвятая Дева Мария Розария

2 ноября - День поминовения  усопших

21 ноября - Введение Богородицы во храм

Введение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

 

Католические памятные дни

Непереходящие памятные дни (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

29 июня - Непорочное Сердце Девы Марии (суббота, 20-й день по Пятидесятнице)           

 

 

Посты и постные дни

Великий пост с 6 марта по 20 апреля 

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие.

До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста были три подготовительные недели, первая - называлась Septuagesima, последующие - соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).

Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.

Все дни, кроме воскресений — рекомендуется пост (без воздержания).

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы.

Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота.

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье - первое воскресенье Великого поста.

Чистый понедельник - первый понедельник Великого поста.

Адвент пришествие - 24 ноября (воскресенье) Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Четыре воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.

Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

1 декабря (воскресенье) - Второе воскресенье Адвента.

8 декабря (воскресенье) – Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.

15 декабря (воскресенье)

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) – пятница.

Воздержание от пищи перед принятием Причастия – Евхаристический (литургический) пост.

 

Читайте также: