Абсурдную пьесу российского драматурга Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой» поставил в Брестском академическом театре драмы режиссер Денис Федоров. Первый премьерный показ спектакля прошел в Малом зале БАТД вечером 2 мая.
Пьеса лауреата театральной премии «Золотая маска-2018» Дмитрия Данилова - с открытым финалом и не дает ответы на многие вопросы. Зритель, уйдя из театра, так и не узнает, кто эти люди из службы доставки, которые принесли главному герою посылку, неизвестно кем отправленную. Неизвестно, что в ней, но ясно, что она зловещая. Поэтому жена компьютерного гения из Бреста Сережи, работающего в Яндексе, заставляет его выбросить посылку из квартиры, подальше от дома.
Откровенно скажу, для меня было загадкой: почему Федоров выбрал именно эту пьесу.
Режиссер БАТД Денис Федоров.
- Пьеса актуальная, интересная, затрагивает вопросы, связанные с современным человеком. Поэтому мы и решили ее взять. Есть темы, которые меня волнуют, и мне кажется, что они будут волновать и зрителя.
Мы рассчитываем, что эта работа понравится людям разного возраста, особенно молодежи, - сказал, отвечая на вопрос TOMIN.BY, Денис Федоров.
Автор пьесы, родившийся в СССР, неоднократно подчеркивал, что приветствует разные трактовки образов и текста. Было любопытно узнать, что в ней увидел брестский режиссер.
- Мы показали современного человека, его отношение к себе, к продолжению рода, месту человека в этом мире. Человек сегодня затянут в гаджеты, он больше сидит в них, чем общается с другими людьми. Этой постановкой, конечно, проблему мы не решим, поскольку театр не решает проблемы, но поднять ее и поговорить со зрителем о ней мы можем, - отметил режиссер.
Спектакль поставлен в стиле лофт (Loft) на сочетании грубых поверхностей с более глянцевыми и гламурными.
– У нас есть подиум, шест, экран – это все геометрические формы, которые символизируют границы, в которых находится главный герой, границы зоны его комфорта и какие-то социальные границы, — рассказывал TOMIN.BY художник-постановщик спектакля Федор Колодич.
- Это не первая моя работа с Денисом Федоровым. Дебют был в спектакле «Дюймовочка», но тогда я работал в тандеме с Ольгой Алексеюк, сейчас - с Татьяной Корвяковой. Она работала по костюмам, я - по сценографии.
Денис постоянно склонен к эксперименту, с ним в этом плане работать сложнее, но интересней. Главная проблема, которую, на мой взгляд, несет спектакль – это библейская проблема и главная проблема современного общества: проблема выбора и свободы выбора, - говорит художник.
Как выяснилось из разговора, Федор Колодич около двух месяцев работал над этим спектаклем, не только как сценограф, но и как столяр и художник-бутафор.
- Многие вещи сделаны моими руками. А все рукотворное - живое. В постановке участвовал весь коллектив. К примеру, платье главной героини придумала сама Евгения. Она искала одежду, в которой ей будет комфортно работать и жить на сцене. Ходила в швейный цех. Это хорошо, что актеры участвуют в процессе, потому что тогда все, что они делают на сцене является для них более личным и более живым, и это способствует их игре и переживаниям на сцене, - считает художник.
В восторге от работы с режиссером Денисом Фёдоровым и исполнитель главной роли Михаил Ильич:
- Огромная работа была проделана. Все было очень круто. С Денисом было очень комфортно работать. Я уже 10 лет в театре, но так классно не работалось никогда.
Михаил Ильич.
- А что было самым сложным в работе над образом?
- Освоить программное обеспечение. Это было для меня, наверное, самым сложным.
- Вы так ловко «в страхе» залезли на длинный металлический шест, убегая от зловещей троицы из службы доставки. Долго тренировались?
- Нет. На репетициях людей не было, и не так жарко было. Я весь вспотел, ладошки вспотели. Берусь и проскальзываю. Не смог долго там висеть, потому что скользил вниз.
- А в закрытом ящике сидеть страшно было?
- Сейчас привык, но поначалу было жутковато, даже ребята прикалывались.
По сюжету пьесы курьеры службы доставки приходят к молодому успешному программисту Сереже, в течение часа рассказывают истории из своей практики и говорят ошеломленному гению, что готовы к любым нештатным ситуациям:
- В общем, приходим, приносим человеку какой-то пакет, документы какие-то, наверное. Он нам открывает, говорит: здравствуйте, проходите, пожалуйста, вежливый такой, а в комнате на люстре петля висит! Вешаться собрался!
(…). Человек вешаться собрался, а видно же, что не умеет, ни разу не вешался, наверное.
(…). Мы ему все подготовили, веревку к крюку привязали, даже табуретку с кухни принесли. А он такой: я пока не буду, я подумаю. Спасибо, говорит, что помогли мне. Да всегда пожалуйста. Наше дело – помочь. А там уж хозяин – барин. Может, так и не повесился. У нас время закончилось, мы ушли.
Для главного героя визит трех странных курьеров закончился благополучно, но угроза нависла над тем, кто забрал выброшенную посылку…
Брестский драмтеатр не единственный, где идет эта пьеса Данилова. «Сережа очень тупой» поставлена в двух московских театрах, включая "Мастерскую Петра Фоменко" и «Практику», в новосибирском театре "Старый дом" и многих других.