Транспарант Берестейского подпольного окружного комитета Коммунистической партии Западной Белоруссии выставлен 17 сентября в Брестском областном краеведческом музее. Уникальный экспонат 20 – 30-х годов прошлого века представлен в рамках проекта «12 артефактов», посвященного 1000-летию города над Бугом.
Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Нина Кириллова.
Это уже девятый из 12 раритетов, которые в течение года увидят брестчане и гости города над Бугом. Артефакту сентября не менее 90 лет – точная дата его изготовления неизвестна.
- Предмет, который существует в единственном экземпляре и который создавался в подпольных условиях под страхом ареста, создавался в Бресте. И это неопровержимый факт, - подчеркнула на торжественной церемонии автор проекта, заведующая научно-экспозиционным отделом музея Нина Кириллова.
Раритет уникален не только своей точечной географической привязкой к историческим событиям, происходившим в древнем Берестье.
Он принадлежит к редкой музейной коллекции «Вексиллология», состоящей из флагов, знамен, штандартов, вымпелов и других предметов подобного рода. Из 282 предметов этой коллекции в Брестском областном краеведческом музее, 46 - транспаранты, 39 из которых датируются 20-30-ми годами прошлого века и имеют отношения к истории региона. При этом два из них представлены в нашей исторической экспозиции, а остальные мы бережно храним.
39 брестских транспарантов-подлинников – это наше достояние. Они интересны и уникальны с учетом времени, мотивов, обстоятельств и способов их создания, неповторимостью исполнения.
В краеведческий музей раритеты были переданы в 1956 году Государственным архивом Брестской области по распоряжению Архивного управления Министерства внутренних дел БССР.
- Этими транспарантами мы поделились с другими музеями, - рассказала Нина Кириллова. – Мы сочли необходимым передать их в Минский областной, Слонимский краеведческие музеи, музей истории Великой Отечественной войны, Кобринский военно-исторический, и конечно, в музей мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», чтобы их тоже видели люди.
В эксклюзивном интервью TOMIN.BY Нина Кирилловна рассказала в причину появления транспаранта Берестейского КПЗБ в проекте «12 артефактов». Запись интервью смотрите ниже.
- Транспаранты выполнены из разных материалов, есть на ткани, есть на бумаге. Выставленный сегодня уникален тем, что имеет отношение к Брестскому окружному комитету, он большого размера и очень красивый, изготовлен из кумачевой хлопчатобумажной ткани. Как можно представить, выполнен он был, где-то в сарае, в полуосвещенном помещении, чтобы никто об этом узнал. Его рисовали не специалисты-художники своей рукой и твердо старались написать белой краской на кумаче буквы. На нем есть ошибки (5 ошибок. – Прим. Т.Т.), что говорит о том, что не у всех жителей в то время была возможность научиться грамотно читать и писать. В музеях исторического профиля даже нашей республики подобных найти невозможно, кроме Брестской и Гродненской области – у нас история особая, а в других музеях их просто нет.
Почему выбрали его – потому что мы читаем на транспаранте: Берестейский окружной комитет. Они могли появляться в Кобрине, Коссово и других местах, ведь было много сочувствующих людей. А это единственный транспарант, который подписан предметно. И мы с твердой убежденностью понимаем, что это не Кобрин, не Коссово. И никому ничего доказывать не надо, как мы с помощью архивистов и работников библиотек доказали, что требник Петра Могилы 1646 года – не Брестский, а из польского города Берест. А здесь у нас нет никаких сомнений. Любой человек может его прочитать, поэтому принадлежность понятна всем.
Датировка неизвестно, поскольку это не книга, где ты читаешь год и место издания. Слава Богу, что мы понимаем, что это тот период по всем позициях, и это Брест. Датируем его 20-30 годами, потому что точнее сказать нельзя. Нет тому свидетелей – когда он был вывешен.
Это абсолютно уникальная вещь, это то, что я пытаюсь доказать вам и посетителям. Коллекции «Вексиллология» - это редкая коллекция, потому что не в каждом музее она есть. Вспомните из своей юности или детства. 7 ноября и 1 мая – куда подевались эти транспаранты? Какова их история этих предметов 60-80 годов. Я сильно сомневаюсь, что они сохранились. А это 20-30 годы!
Ни одна из областей не оказалась в 1939 году в составе Польши. Поэтому они априори были лишены возможности найти такой предмет. Запрограммировано заранее было, что это редко, что это не найти, это не сохранилось. К тому же, нам ведома его история, прекрасная сохранность и внешний вид, размер – тут все только в плюсе. Уже то, что предмет экспонируется и это говорит о том, что его оценила не только я, но и другие специалисты. Это как самшитовый гребень: мы знаем, что он найден в Берестье, на нем 12 букв кириллицы. Этого никто не найдет, это уникум на самом деле.
- Государственный архив Брестской области хранит свыше 450 тыс. ед документальных материалов польских органов власти местного самоуправления, различных учреждений и организаций, действовавших на территории Брестчины в межвоенный период, - сообщила собравшимся директор госархива Брестской области Анна Геннадьевна Карапузова. - В результате они откладывались вместе с документальным комплексом в составе фондов комендатур государственной полиции Польши. В частности, транспаранты, переданные в 1956 году в музей, находились в составе фонда Брестской поветовой комендатуры государственной полиции Польши (фонд № 93).
В архив они попали в 1939 году вместе с документами, изъятыми в основном из учреждений польской политической полиции, так называемого инспектората D.P. (Defenzywa Polityczna), или сокращенно DEFA. По сути, это вещественные доказательства заведенных DEFA дел на участников национально-освободительного, крестьянского и рабочего движения Западной Белоруссии.
- В конце октября 1923 г. в г. Вильно состоялась конференция коммунистических организаций Западной Белоруссии, которая провозгласила создание Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ) как составной части Коммунистической партии Польши, - напомнил историю создания КПЗБ сотрудник Брестского областного краеведческого музея Олег Анисимов.
Целью КПЗБ была борьба за интересы рабочего класса, наделение крестьян землёй без выкупа, самоопределение Западной Белоруссии и воссоединение её с БССР. Партия действовала в условиях подполья.
Первая конференция Брестской окружной организации КПЗБ состоялась в декабре 1923 г. в д. Плоска Брестского района в доме Николая Панцевича. Организация действовала под руководством Брестского окружного комитета КПЗБ, первым секретарём которого был избран Семён Андреевич Дубовик. В состав окружкома в разное время входили от 9 до 15 коммунистов, избираемых на окружных конференциях.
По конспиративным соображениям комитет не имел постоянного местонахождения, но имел регулярную связь с коммунистами округа. В 1924 г. он осуществлял руководство 14 райкомами, 11 подрайкомами, которые объединяли 125 партийных ячеек, 735 членов партии. Под руководством КПЗБ проходило большинство выступлений рабочих и крестьян в защиту своих экономических и политических прав, проводились акции против национального гнёта и полонизации населения.
Как известно из истории КПЗБ, 1 мая 1925 г. в Бресте-над-Бугом состоялась демонстрация трудящихся города и крестьян окрестных деревень. В ней участвовало около 1500 человек. Демонстранты несли лозунги: «Долой буржуазное правительство!», «Да здравствует Коммунистическая партия!», «Да здравствует объединённая Советская Белоруссия!». Над колонной развевались красные знамёна. С пением «Интернационала» демонстранты прошли по улицам города. При защите красного знамени произошли столкновения с полицией. Около 60 человек было арестовано.
К началу 30-х гг. в КПЗБ насчитывалось около 4 тысяч человек. Кроме того, около 3 тысяч членов КПЗБ постоянно находились в тюрьмах.
Полицейские гонения и террор против членов КПЗБ приобрели в Польше массовый характер. Согласно Уголовному кодексу от 11 июля 1932 г. за принадлежность к коммунистической партии предусматривалось наказание вплоть до пожизненного тюремного заключения. За содействие коммунистам было установлено наказание до 5 лет тюрьмы, проводились массовые политические процессы.
Свою деятельность КПЗБ прекратила в августе 1938 г., когда по решению исполкома Коминтерна Коммунистическая партия Польши и её составные части – Коммунистические партии Западной Белоруссии и Западной Украины – были распущены.
К слову, подробная информация о деятельности КПЗБ на территории Брестчины размещена в постоянной исторической экспозиции музея - зал № 7.
Вывешивание и транспарантов в те годы стало одной из популярных форм борьбы и протеста. Одной из форм сопротивления польским властям было распространение различных листовок, воззваний, вывешивание красных знамен и антиправительственных транспарантов с лозунгами коммунистического содержания, с призывами к борьбе. Все они были с точки зрения польских властей вещественными доказательствами правонарушения, прилагались к следственным материалам, фиксировались в рапортах, донесениях органов полиции.
Эти документы хранятся в Государственном архиве Брестской области. Некоторые из них были продемонстрированы на экране на церемонии представления артефакта сентября. Анна Карапузова процитировала некоторые из них. Так, в «Месячном отчете Полесского воеводы об общественно-политической ситуации в воеводстве» только за период с 11.01.1933 года по 10.02.1934 года «подрывная деятельность КПЗБ выразилась в 41 случае вывешивания транспарантов и около 400 случаев распространения брошюр коммунистического содержания в Брестском, Дрогичинском, Кобринском: Коссовском, Пинском, Пружанском поветах».
В Брестском повете 19 и 20 декабря 1933 года в 6 селах были вывешены транспаранты политического содержания. В связи с этим «в деревнях Щебрин, Заболотье, Каменица Жировецкая, Волки, Литвины, Подлесье Радваничское, Михалины, Хабы были задержаны 11 местных жителей», «21 декабря задержаны жители деревни Заки Петр Козел и Стефан Вольский, которые вывешивали транспаранты в деревне Заболотье.
Несмотря на серьезное наказание, люди искали краски, рисовали и развешивали эти плакаты…
Хронология проекта "12 артефактов"