Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ»
Когда по вечерам на пешеходной улице Советской в Бресте фонарщик зажигает фонари, горожане невесело шутят: будь там вместо фитилей лампочки местного производства, их тоже пришлось бы менять каждый вечер. Перегорают быстро. В каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Брестский электроламповый завод — известное предприятие. В былые времена крупнейшее в Советском Союзе, сегодня — монополист в Беларуси. На его складах хранится продукция, выпущенная еще в 2012 году. Запасы растут вместе с объемами производства. Сегодня непроданных лампочек пылится на сумму 61 миллиард рублей.
Зачем выпускать то, что не пользуется спросом и не приносит дохода? Ответ на этот вопрос искали специалисты Комитета госконтроля Брестской области.
Корпуса «лампочки», как горожане называют предприятие, когда–то были окраиной Бреста. Теперь — деловой центр. Гипермаркет и казино по ночам переливаются разноцветными неоновыми огнями, завод же угрюмо смотрит в темноту растущего города тусклыми окнами.
Захожу в магазин поблизости. Прошу энергосберегающую лампочку. Продавец откровенно не советует покупать нашего производства: «Перегорит через неделю».
Обращаю внимание на лампу накаливания мощностью 100 ватт. В Европе она запрещена, а в Бресте по–прежнему выпускается. Для рынка Беларуси и России, оказывается, хотя в России тоже отказываются от подобных ламп.
На предприятии утверждают: модернизация идет, внедряются технологии ведущих мировых компаний. Куплены две высокоскоростные шведские линии по производству ламп общего назначения, установлен полный комплект оборудования для упаковки — такого не имеет ни один завод на территории СНГ. Освоен выпуск новых видов продукции: энергосберегающие компактные люминесцентные, газоразрядные, трубчатые люминесцентные лампы...
Впечатляет, правда? А вот картинка от Комитета госконтроля не столь радужная. Проверяющие проанализировали многие цифры и факты и пришли к выводу, что объемы производства наращиваются, а эффективность деятельности снижается: лампы приносят не доходы, а убытки.
Есть проблемы с взысканием дебиторской задолженности. Предприятием нарушаются сроки завершения внешнеторговых операций — завод практически беспроцентно прокредитовал партнеров на сумму 5,5 миллиарда рублей. При этом сам брал дорогостоящие кредиты в банках, задолжал по налогам и сборам, не заплатил вовремя социальному страхованию, а своих должников не теребит как следует.
Проверив, как БЭЛЗ проводит закупки комплектующих, сырья и материалов, специалисты госконтроля тоже выявили многочисленные нарушения.
Годовой план закупок на 2013 год на официальном сайте не размещался. Участники конкурентных процедур закупок своевременно не информировались о результатах. Может, потому, что почти все договоры были заключены ранее, чем было утверждено задание на закупку?
Износ активной части основных средств завода — более 50 процентов. Ежегодно разрабатываемые и утверждаемые планы технического перевооружения не выполняются. Зато числящийся по бухгалтерскому учету с 1990 года «новый» мостовой кран разукомплектован и уже заржавел. Под открытым небом тоже когда–то новый вакуумный ресивер. Не менее дорогущий грузопассажирский лифт ожидает установки с 1998 года. Вдобавок к этому проверяющие обнаружили еще 25,2 тонны неучтенного лома.
Нашелся и железнодорожный вагон–цистерна, который крепко держат на заводской земле белоствольные березы. Проросли сквозь щели металлических конструкций. Никто на предприятии так и не смог вспомнить, откуда вагон–то. Не иголка же цистерна с надписью «соляная кислота», а затерялась...
Услышать от администрации хоть какие–то аргументы в защиту репутации брестской лампочки у меня не получилось. Директор и заместитель очень заняты — не до комментариев. Начальник комитета экономики Брестского облисполкома Леонид Мартынюк сообщил, что в ближайшее время вопрос о положении дел на предприятии будет рассмотрен на совещании.
Когда–то БЭЛЗ был одним из градообразующих предприятий Бреста. Ежегодно обеспечивал городу прирост не в одну сотню новых жителей. Теперь же число работающих — чуть более 1,7 тысячи человек. Средняя зарплата в 4,3 миллиона рублей несравнима даже со среднеобластной. Среди работников ходят слухи, что и она будет уменьшаться.
Никто из руководства слухи не развеивает. Потому люди уходят семьями — здесь еще много трудовых династий, — не веря в будущее потерявшей блеск «лампочки».
Недавно электроламповый завод как новая бизнес–единица «Освещение» вошел в состав холдинга «Горизонт». Сейчас на БЭЛЗе реализуются проекты, срок завершения которых 2015 год. Теоретически они должны обеспечить финансовую устойчивость и прибыльную работу предприятия. Получится ли?
Компетентно
Александр Пузик, начальник управления КГК Брестской области:
— КГК внес предложения по оптимизации финансово–хозяйственной деятельности акционерного общества. Надо навести порядок с расчетами. Предприятие выпускает продукцию под мировыми брэндами, имеет соответствующие сертификаты, аккредитацию, а служба сбыта работает, как в советские времена, в надежде, что приедут покупатели и сами заберут. Уже в ходе проверки завод погасил около 10 миллиардов рублей задолженности по платежам в бюджет. 10 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности. Установленные нами факты недостачи оборудования заинтересовали милицию.
В тему
По мнению областного управления департамента государственной инспекции труда, на заводе ненадлежащим образом организована охрана труда.
6 августа 2014 года на предприятии произошел несчастный случай: во время работ сложилась стремянка, и электрик упал на оборудование. Остался жив, но получил тяжелые травмы.
А в начале 2014–го к одному году ограничения свободы приговорен начальник ремонтно–строительного участка БЭЛЗа, нарушивший правила техники безопасности, что привело к трагедии 10 декабря 2012 года. Тогда в результате падения с высоты один работник погиб, другой был тяжело травмирован, третий получил легкие травмы.