Ярким финальным аккордом XXVI Международного театрального фестиваля «Белая Вежа», завершившегося вечером 16 сентября, стал спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД) «Пачупкi». Безупречная и уникальная работа коллектива была отмечена экспертным советом МТФ дипломом в номинации «Лучший музыкально-пластический спектакль». На церемонии закрытия театрального форума награду вручили молодому, но уже культовому белорусскому режиссеру, автору постановки Евгению Корнягу.
О спектаклях Евгения Корнега на Белой Веже
К слову, две работы Евгения были отмечены и на «Белой Веже-2021». Режиссера с мощной творческой свободой критики назвали одаренным человеком со смелой фантазией, который не боится шокировать зрителей.
На XXV Международном театральном фестивале «Белая Вежа» актер Дмитрий Чуйков стал исполнителем лучшей мужской роли в создании образа доктора Полякова в спектакле Евгения Корняга «Записки юного врача» Белорусского государственного театра кукол, а «Шлюб з ветрам» РТБД в постановке Евгения был назвал лучшим спектаклем.
Я не случайно вспомнила этот факт: «Пачупкi» — это вторая часть и продолжение уникального творческого проекта-трилогии Евгения, посвященного трем ключевым этапам жизни человека (рождение ребенка, свадьба и смерть), а также белорусской народной песне и белорусскому фольклору в целом. Третья часть трилогии будет представлена в ноябре следующего года к «Дзядам».
О спектакле «Пачупкi»
«Пачупкi» — это песня в одном действии и размышление на тему рождения ребенка. Спектакль идет 1 час 40 минут без антракта. Возрастная категория от 16+.
В спектакле почти нет слов, а вместо традиционных диалогов звучат народные музыка и 18 песен в аранжировке композитора Кати Аверковой. Актеры на сцене двигаются как будто их дергает за ниточки кукловод.
Необычно и название постановки «Пачупкі», которое родилось не сразу и не вдруг. Услышав в одной из песен слово «пачупкі», зацепились за него и подключили филологов. Выяснилось, что «пачупкі» – это верёвка, привязанная к ноге и качающая колыбель. Если этого не знаешь, то многие действия, происходящие на сцене практически в полной темноте, непонятны и не сразу воспринимаются. И зрителю приходится дорисовывать картинки в своем воображении.
Особые ощущения вызывают и декорации, которые буквально дышат в унисон с сердцами обезличенных героев в масках и балахонах. Артисты только в финале показывают свои лица.
О проекте-трилогии
А вот что рассказал журналистам о проекте-трилогии и спектакле «Пачупкі», в частности, Евгений Корняг.
- Первая часть проекта - «Свадьба», вторая – рождение ребенка, третья – смерть. Но это будет не настолько печально: будем искать светлые стороны в этом вопросе. Это белорусский фольклор, то, из чего состоят белорусы, - рассказал режиссер, отвечая на вопросы.
По словам режиссера, «Пачупкі» отличаются от «Шлюба з ветрам» тем, что это уже более музыкальный театр, потому что он более сложный по музыкальной партитуре.
- Актеры уже больше научились петь. Надеюсь, что в третьей части мы запоем еще лучше. И здесь мы делаем с Катей Аверковой акцент именно на голосе, на пении. Тела здесь мало, - подчеркивает Корняг.
О сотрудничестве с композитором Катей Аверковой
Было любопытно узнать, чем привлекли режиссера аранжировки Аверковой аутентичных белорусских песен, а также насколько они важны в спектаклях режиссера.
- Когда Аверкова присылает мне рабочий материал, я начинаю слушать аранжировки сам, не из-за того, что делаю спектакль, а потому, что мне самому безумно нравится, как звучит белорусская народная песня в ее обработке. Как мне кажется, такая вещь как белорусская народная песня обязательна должна быть прочтенной по-современному. Иначе ее надо отправлять в музей, а не в театр. Но театр – это не музей, а рефлексия на современный мир, на происходящее сейчас. Естественно, зрителю будет ближе то, что он узнает, так как наши предки пели, когда они работали. Поэтому много слов непонятно, потому что так построена песня. Она была не для понимания, а для поддержания себя во время сложной или нудной работы. И Катя, как мне кажется, сделала это. Из-за этого и родились спектакли, когда я услышал, что она может делать, - сказал Евгений.
О создании спектаклей
Создавать уникальные пластические спектакли в жанре песни режиссеру помогает личный опыт и знания.
- Спектакль во многом построен на моих впечатлениях из детства, когда я проводил время в деревне. Есть те, кто знает эти обряды, и те, кто не знает. Кто знает, будет читать их, кто не знает, придумает свое прочтение. Нет такого, что все поняли одно: каждый видит свое.
О команде
Как выяснилось из разговора, в спектакле занята прежняя команда актеров из «Шлюба». Также Евгений работает с одним художником - это Татьяна Нерсисян и двумя композиторами, которых выбирает в зависимости от проекта. А в перспективе он надеется найти «и третьего, и пятого».
О мечте
Мечтает Корняг и о создании треков своих спектаклей, но для осуществления мечты и профессиональной записи нужны средства и студия.
- Нам хотелось сделать трек обоих спектаклей, потому что это достойно отдельного альбома. Чтобы была возможность еще раз посмотреть и дома переслушать, - поделился мечтой Евгений.
Где лучше работается
На вопрос о том, в каких странах ему комфортней работается, Корняг ответил не задумываясь:
- В Беларуси. Я корнями из Беларуси, поэтому я больше чувствую белорусского зрителя. В других странах другой менталитет, и выбирать тему нужно более нейтральную.
О любви к фестивалям
Что касается театрального форума в Бресте, то на нем Евгений Корняг был впервые. Он также признался, что любит фестивали, потому что «любое участие в фестивале — это всегда праздник». И вот почему:
- На фестивале весь коллектив, с которым ты работаешь, после спектакля или репетиции остается вместе и делится своими впечатлениями. У каждого есть возможность сказать то, что не сказал дома. Это первый аспект, а второй – это безумно приятно.
Читайте также: