О проекте
Год назад в городе над Бугом стартовал проект "Брест-2019". Главная его идея - создание в Брестской крепости и ее окрестностях нового городского историко-культурного и туристического центра.
Авторы грандиозного замысла - горисполком и уроженец Бреста, российский бизнесмен Владимир Микулик - надеются привлечь в город до двух миллионов туристов в год.
Реализует проект международная команда, в которую входят ведущие эксперты и специалисты из области туризма, градостроительства, девелопмента, маркетинга, музейного проектирования, креативных индустрий из 9 стран – России, Беларуси, государств ЕС и СНГ.
Вместе с ними работает известный европейский музейный проектировщик Дитер Богнер. Он занимается разработкой концепции развития крепости, которая должна быть готова к декабрю «в картинках и цифрах».
О мастер-плане
Что реально сделано и что еще предстоит сделать, рассказал инвестор проекта Владимир Микулик на встрече с главными редакторами брестских СМИ.
Владимир Микулик акцентировал внимание на важном результате работы: проведены инвентаризация объектов, находящихся в крепости, архивные изыскания. Теперь есть четкое понятие о том, «что нужно, можно, а также нельзя делать».
Усилиями четырех групп архитекторов появился мастер-план прилегающих территорий (в границах улицы Ленина, трассы М1 и улицы Героев обороны Брестской крепости). Он представляет собой стратегию приближения города к крепости.
Мастер-план пока не утвержден градостроительным советом. Впереди - общественные слушания. Но некоторые детали Владимир Микулик все же рассекретил.
Так, в соответствии с мастер-планом, недалеко от нынешнего главного входа в крепость должны появиться городская площадь и переход.
О Фонде развития Брестской крепости
В сентябре создан общественный благотворительный Фонд развития Брестской крепости. Ему предстоит объединить интеллектуальные, организационные и финансовые усилия и возможности российских, белорусских и зарубежных физических и юридических лиц для содействия развития Брестской крепости и прилегающих территорий.
Фонд будет привлекать средства из программ, фондов и иных институтов и организаций Беларуси, государств СНГ, Союзного государства, Европейского Союза, а также пожертвования со стороны физических и юридических лиц.
О новом статусе Брестской крепости
Сегодня не все идеи авторов проекта нравятся брестчанам. Ведь прежде все воспринимали крепость как центр патриотического воспитания, мужества и героизма.
Сейчас же нам предстоит осознать, что крепость это не только мемориальный комплекс, но еще историко-культурный и туристический центр.
Реализация проекта – это бизнес, который позволит привлечь в Брест немалые финансовые потоки. Поэтому сейчас так тщательно, с помощью международных специалистов, разрабатывается финансовая модель.
Естественно, что такие проекты рассчитаны на прибыль, иначе пропадает смысл в их реализации. Но ни Фонд, ни Владимир Микулик не собираются ее получать. Фонду это запрещено уставом, и вся прибыль пойдет на развитие крепости.
С точки зрения бизнесмена, Микулик хочет создать эффективную модель, не требующую вложения новых средств. В мире пока нет аналога удачной (или неудачной) реализации подобной задачи, поэтому все будет просчитываться до последнего цента.
Об объездной дороге и элитной застройке
Построенная объездная дорога и мост, по мнению Владимира Микулика, разъединили город и крепость. Но эти решения принимались раньше.
Журналисты поинтересовались, будет ли здесь возводиться элитное жилье. Оказывается, будет.
Микулик подчеркнул: речь об элитном жилье в зоне мастер-плана прилегающих территорий.
О бизнес-позиции и городе-миллионнике
Что касается сроков реализации проекта «Брест-2019», то Владимир Микулик их не называет.
«Я подхожу к проекту «Брест-2019» с бизнес-позиции, - говорит бизнесмен. - Если что-то не будет сходиться, а картинки будут только картинками, то в этом нет смысла. Я бы хотел показывать картинки, которые будут проверены цифрами».
Но как привлечь 2,8 миллиона туристов, которые ежегодно пересекают белорусско-польскую границу в пунктах пропуска? Останутся ли они в городе, который не изобилует отелями мирового уровня и экскурсионными маршрутами?
Можете удивляться, но европейские эксперты не исключают, что Брест станет… городом-миллионником. Красивая перспектива, но, к сожалению, для нынешних брестчан необозримая.
Об инвентаризации
Что касается инвентаризации объектов, расположенных на территории Брестской крепости, то она удивила всех. Участник проекта «Брест 2019», директор Центра военного наследия Каунаса (Литва) Владимир Орлов рассказал, что их в крепости насчитали 225.
«Записаны все здания, сооружения, включая земляные валы, фортификационные объекты, которые строились не из кирпича или бетона. Все необоронительные постройки - жилые и складские помещения», - уточнил Владимир Орлов.
К слову, в архивных материалах и в чертежах зафиксировано все недвижимое имущество города, который снесли ради строительства крепости. Отношения между горожанами и в еврейской общине.
О полученном архивном материале
Участники проекта искали информацию в архивах Беларуси, России, Польши, отработали более 9 тысяч дел.
Итогом этих трудов стали альбомы чертежей Тереспольского, Кобринского, Волынского укреплений, схемы расположений обследованных объектов и многое другое. Материала собрано очень много. И, по словам Орлова, чтобы его исследовать, «одному человеку понадобится 250 лет».
«Хорошо бы сформировать научные коллективы, которые не одно десятилетие будут работать с этим материалом. Сохранность материала очень высокая. Некоторые уникальные документы были запрошены впервые. Ими никто прежде не интересовался, - подчеркнул Орлов. – Эти материалы очень важны. Они потребуются будущим реставраторам. Большинство объектов можно восстановить с точностью 95-98 процентов. И это тоже уникальная ситуация.
Очень часто реставраторы работают по аналогам. Когда, к примеру, неизвестно какие были окна, двери. Аналогичный объект ищут в радиусе хотя бы 500 км. При этом вероятность попасть пальцем в небо намного выше, чем увидеть доподлинно реальную картину. По Брестской крепости это не так. И реставраторам важно не забыть об этих материалах. Они есть в офисе Фонда развития Брестской крепости».
Об адаптации научного материала
Однако в Интернет полученные материалы выкладывать не будут.
«Потому что мы не знаем, как ими будут пользоваться. Но мы понимаем, что есть люди, которым они реально нужны. И мы им их предоставим», - добавил Владимир Микулик.
Все собранные материалы планируется «адаптировать для обычного читателя».
«То, что сделано сейчас, больше ориентировано на историков, исследователей, реставраторов, - считает Владимир Орлов. – Нужен такой формат, как Атлас Брестской крепости. Это могло бы быть полноцветное издание, которое бы представляло всю структуру крепости. Отвечало на вопросы: для кого, какой цели и с какими соображениями были построены те или иные составные части крепости. Отражало бы тот факт, что крепость – это не только укрепление.
Крепость - это еще некое вооружение, оборудование, которое на свой период было интересно. Можно увидеть, какие новаторские и инженерные решения применялись тогда. Несмотря на то, что сегодня большая часть этого оборудования и вооружения, конечно, утрачена. И что крайне важно – необходимо показать, что крепость – это в первую очередь люди, которые ее создавали, принимали те или иные решения».
Об уникальности Брестской крепости
Брестская крепость уникальна тем, что ее инженерные решения оказались эффективны даже в 1941 году. Хотя к этому времени считалось, что ее укрепления морально устарели и не могут выполнить никакой боевой задачи. Поэтому личный состав гарнизона даже не обучали использовать укрепления крепости для обороны.
"Фактически это был казарменный городок, - констатирует Орлов. - Но при совокупности всех этих факторов, укрепления Бреста, как ни странно, выполнили ту функцию, которую заложили в них более ста лет назад. И это говорит о том, что определенные решения были приняты на уровне так называемого золотого сечения – они приближались к идеалу".
Стоит говорить и о фамилиях и Захлебина, и Обручева, и других достаточно ярких специалистов, которые работали в Бресте. Это тоже темы для будущих публикаций. Поскольку на сегодняшний момент мы не в полной мере понимаем, кто были эти люди, которые строили Брестскую крепость.