Проект "Многогранная Беларусь"
В деревне Хмелево Жабинковского района в день православного праздника Святой Троицы провели древний обряд «Вождение куста». Уникальный обряд стал частью праздника «Хмэлёвська Сёмуха», который в этом году прошел уже в пятый раз.
Праздник «Сёмухи» - Троицы - основан на старинном народном аутентичном полесском обряде «Вождения куста», роль которого исполняет успешная местная девушка. Ее выбирают всей деревней и наряжают в «зелень» - украшают аиром, березовыми и кленовыми листьями. В сопровождении артистов «куст» водят по дворам. С разрешения хозяев на подворье артисты поют и танцуют. После чего радушные хозяева угощают гостей.
В этом году самой красивой была признана Ольга Иванюк. Девушка сменила в этой роли прежнюю красавицу - Катюшу Трофимук.
«Катя несколько лет исполняла эту роль, но теперь она вышла замуж. А у нас подросла новая девушка. Как и в древности, нашу красавицу мы выбираем после обсуждения, общим голосованием. Это должна быть не только признанная красавица и самая эффектная, но еще и самая хорошая девушка», - рассказала TOMIN.BY руководитель народного театра песни, игры и юмора «Хмелевские валацуги» Наталья Дырман. Руководитель «Хмелевских валацуг» вместе с директором местного Дома культуры Татьяной Грицук инициировали праздник "Хмелевская Семуха" для жителей деревни.
- Я родом из Жабинковского района, - вспоминает Наталья Дырман. - И когда в 90-м году приехала в Хмелево на работу, то в соседней деревне Залузье бабушки «Водили куст». Так что этот обряд характерен и для нашей местности, в том числе. Его водят во многих деревнях, но у каждого свои нюансы. Сегодня у нас много гостей. Они покажут, чем их обряд отличается от нашего.
- Какую главную цель ставили перед собой, возрождая древний обряд?
- Мы считаем, что в этой жизни должна быть какая-то радость, отдушина. Кроме этого, мы несклонны высасывать событие из пальца и любим, чтобы все было аутентично и натурально. Мы хотели, чтобы был такой праздник, чтоб люди могли забыть про работу, отдохнуть, попеть, потанцевать, принять гостей, себя показать, на нас посмотреть. Нам хотелось показать, как раньше человек радовался жизни в мелочах, а не думал про богатство, иномарки и особняки. Хочется вернуть людей на землю, чтоб они понимали, что радоваться надо обычным вещам. Поэтому мы стараемся, чтоб все было красочно и весело по колишнему. Сорочки поодягали, подоставали со скрынь. Им больш, чым сто лет. И фартушки ручной работы, и лен натуральный – мы любим все натуральное. И праздник решили сделать натуральным.
Костюмы, к примеру, искали по деревням района, нам их подарили. На всех, конечно, их не хватит, но многие будут ходить в аутентичных. Походим, по колишнему убраны, а на сцену выйдем в стилизованных вышиванках, бо трэба их щадыты. Да и «Хмелевские волоцуги» не позиционирует себя как фольклорный коллектив - мы театр юмора, игры и песни. Поэтому маем право на концерт переодягнутыся.
А дети нашего фольклорного ансамбля «Дароносица» по колишнему говорят, танцуют и изучают старинные обряды. Мы им пошили несколько комплектов костюмов, так как аутентичные детские костюмы трудно найти. Но они сделаны по старинным выкройкам. Их шили в Минске и Пинске.
- В древнем обряде «Куст» – это символ чего?
- Семуха – это праздник возрождения зелени. Мы понимаем, что зиму провели, весну погукали, а куст – это символ живой, молодой, настоящей жизни, которая продолжается, надежда на хороший урожай. «Где куст ходит, там жыта родит», - говорят у нас.
Наши предки считали: там, где побывал куст, все будут здоровы, счастливы, уродится урожай. Там, где куст пройдет, он даст всем надежду на жизнь, на счастье, на уверенное будущее. Поэтому сейчас люди даже обижаются, если к кому-то не заходим.
- А как писался сценарий обряда «Вождение куста»?
- Этот обряд не имеет сценария. Мы знаем, как куст наряжался, какими листьями убирался, какой листик что значит. Мы это записали, запомнили. Но в каждом дворе может быть самый разный сценарий - все зависит от хозяев, от того, какие люди пришли. Сегодня нас будет много, и куст не один будет. И каждый коллектив покажет свой обряд.
В "Вождении куста" участвуют фольклорный коллектив «Богуславка» (д. Залузье), народное любительское объединение «Жывіца” (г. Лунинец), фольклорный коллектив «Хорошухі» (д. Дятловичи), образцовый фольклорный коллектив «Дароносица», народный театр юмора, игры и песни «Хмелевские волоцуги».
Первой принимала гостей Валентина Войтюк из "Хмелевских волоцуг." К ней на подворье, как и к другим сельчанам, «Куст» вели с песнями, танцами, весело и шумно. По дороге шла целая процессия, которая приветствовала выходивших из домов на улицу жителей деревни. Участники шествия шумно поздравляли односельчанам со Святой Троицей.
Все проезжавшие по дороге машины были убраны березовыми ветками, приветствовали артистов звуковыми сигналами.
На подворьях звучали обрядовые песни. И взрослые и дети пускались в пляс. А после угощались снедью, которую радушные хозяева предлагали гостям.
Процессия передвигалась по деревне сначала пешком, а затем, чтобы сократить расстояние, на повозках. Их перед началось праздника, украсили цветами, аиром, березовыми ветками. Под гармошку пели песни и частушки. Было весело, интересно и зрелищно.
А ближе к вечеру все жители Хмелево, в котором зарегистрировано 350 человек, собрались в центре населенного пункта, где в 16.00 стартовала концертная программа «Троецка закрутуха».
В праздничной программе участвовали фольклорный коллектив «Богуславка» (д. Залузье), фольклорный коллектив «Хорошухі» (д. Дятловичи), образцовый фольклорный коллектив «Дароносица», народный театр юмора, игры и песни «Хмелевские волоцуги», народный ансамбль «Музычны вянок» (пос. Ленинский), народное любительское объединение «Жывіца” (г. Лунінец), народный ансамбль «Александр парк» (г. Жабинка), Василий Полока (пос. Беловежский), народный театр юмора, игры и песни «Хмелевские волоцуги».
С программой «Родына здалэка» выступил ансамбль белорусской песни «Маланка» из Польши.
Завершился праздник танцевальной программой «Хай подлога тріснэ».
Весь праздник в центре Хмелево работала выездная торговля и детские игровые площадки.