Симфоническому оркестру Брестского академического театра драмы исполнилось 25 лет. Свой четвертьвековой юбилей коллектив отметил потрясающим концертом, в котором участвовали известные белорусские солисты и музыканты, а также один из самых ярких виолончелистов современности Марк Дробинский.
Перед концертом мы встретились с главным дирижером симфонического оркестра БАТД Александром Сосновским, который уже 20 лет руководит коллективом.
Главный дирижер симфонического оркестра Брестского академического театра драмы Александр Сосновский.
- Что такое этот юбилей? Это очень красивая цифра и первая зрелость, - сказал маэстро, отвечая на вопрос TOMIN.BY. – В оркестре продолжают работать его основатели. Среди них инспектор оркестра Нелли Григорьевна Наумова. Ей уже минуло 70, а она до сих пор играет на альте.
Ольга Викторовна Костенко – бессменный концертмейстер оркестра. Татьяна Николаевна Голуб - бессменный концертмейстер группы виолончели. Более 20 лет в оркестре работает Александр Анатольевич Кувшинников.
Ольга Игоревна Клестова - ассистент главного дирижера. Вот уже 15 лет она заменяет Наумову. Без нее как без рук. На ней все – весь этот музыкальный табор со своими проблемами и настроением. Ей это все нужно соединить воедино. В оркестре до сих пор нет штатного костюмера, рабочей сцены и многого другого, и она решает все эти вопросы сама. Перед репетицией ей надо всех обзвонить и подготовиться самой – она еще играет на контрабасе.
Мы пригласили на концерт всех ветеранов, которые играли в оркестре. И, конечно, вспомним, тех кого нет уже с нами. Среди них - контрабасист Василий Сергеевич Вареников, тромбонист Юрий Петрович Сизов, а также Виктор Абрамович Пикуль, Леонид Захарович Ратнер.
Сергей Панасюк вручает награду Нелли Наумовой (альт).
- А как вы оказались в Бресте и стали главным дирижером?
- В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1998 года, я приехал в Брест в гости. Это было воскресенье. В театре было мероприятие, и я пошел туда. Зашел в бар. Здесь было много музыкантов, которые учились у меня в консерватории и знали меня. Там я и познакомился с Наумовой. Она подсела ко мне и говорит: «Мы остались без дирижера. В сентябре можете подъехать и какую-то программу с нами порепетировать для первого концерта начала сезона, пока мы найдем себе дирижёра».
Вот так в сентябре 1998 года я заехал сюда, а уехать не могу уже 20 лет. 20 лет!? Они пролетели как мгновение!
- А ту первую программу помните?
- Она была очень серьезной. Судите сами: «Неоконченная симфония №8» Шуберта, увертюра Вебера к опере "Оберон". Концерт №23 Моцарта играл замечательный пианист Андрей Сикорский. Сегодня Сикорский - доцент консерватории, преподает в Китае, он очень востребованный музыкант. Сейчас китайский рынок пошел в гору. Туда все едут зарабатывать деньги. Там созданы прекрасные условия, множество площадок, десятки залов. Города с населением в 5-6 миллионов считаются маленькими городками, такими как Брест.
В ноябре оркестр уже играл большую программу в столице на сцене государственного академического музыкального театра.
С тех пор у нас море программ. С оркестром играли все ведущие солисты, а также вокалисты Большого оперного театра, солисты театра музыкальной комедии. Буквально все, от великих народных артисток Натальи Гайды и Виктории Мазур, которая уже ушла из жизни.
Володя Петров начинал в музыкальном театре, вырос до народного артиста, сейчас он - оперный певец, солист Большого театра Беларуси.
Симфоническому оркестру Брестского драмтеатра – 25 лет. Владимир Петров (слева) и Александр Сосновский.
- У оркестра множество интересных проектов. Расскажите о них.
- После первого концерта в столице пошли серии авторских программ. Были грандиозные вечера балета, цикл концертов для детей с родителями, семейные вечера с музыковедом филармонии Анатолием Порецким, грандиозный проект по пушкинской «Пиковой даме».
- Оркестр постоянный участник международного музыкального фестиваля классической музыки «Январские музыкальные вечера».
- С оркестром в рамках «Январских вечеров» переиграли все ведущие солисты, вокалисты Европы и мира, а также бывшего СССР. И все это благодаря Лилии Григорьевне Батыревой, которая приглашала оркестр на фестиваль. Нам удалось посотрудничать с такими глыбами, как уже ушедший из жизни Зураб Соткилава, великой скрипачкой Лианой Исакадзе.
- У вас такие потрясающие музыканты. Как удалось собрать вместе почти 60 лучших?
- Подготовке молодых кадров уделяется большое внимание. Были концерты для молодых талантливых музыкантов, лауреатов Специального фонда президента по поддержке талантливой молодежи. Кроме этого, мы провели 5 парадов молодых дирижеров.
Первый парад прошел в 2000 году в Минске. При содействии Министерства культуры оркестр выехал в столицу. Следующие 4 парада проходили уже в Бресте, где акция прописалась. Это настолько значимое событие, хотя некоторые говорят: «А зачем это надо. Нет результатов, которые появятся завтра». Но искусство - это такое дело, которое «выращивается» десятилетиями. И благодаря Батыревой, благодаря тому, что она более 50 лет эту публику растила. Вот уже 20 лет я ступаю по почве, которую она подготовила. Дай Бог ей здоровья, чтобы она продолжала свою деятельность еще долгие годы. И мы еще посотрудничаем.
Сейчас попса везде звучит. Когда вижу молодежь в наушниках, мне трудно. Надо приучать молодежь к серьезной классической музыке. И это одна из наших главных задач.
Симфонический оркестр Брестского драмтеатра и концертный оркестр «Немига» из Минска.
- Трудно жить между Брестом и Минском? Вы ведь не только главный дирижер Брестского симфонического оркестра, но и главный дирижер Минского концертного оркестра «Немига», а также главный дирижер оркестра Белтелерадиокомпании, преподаватель Белорусской академии музыки.
- Я - человек, четкий и точный. И другой жизни себе не представляю. Я как-то сел и расписал все свои дела. И оказалось, что у меня еще остается свободное время, где я еще бы что-то мог сделать.