«Вопрос нотариусу» - совместный проект TOMIN.BY и Первой Брестской нотариальной конторы. Ведущая проекта - нотариус Брестского нотариального округа, заведующий Первой Брестской нотариальной конторой Ирина Васильевна Савчук. Бесплатно консультируют и отвечают на вопросы пользователей TOMIN.BY также нотариусы Брестского нотариального округа, осуществляющие деятельность в Первой Брестской нотариальной конторе.
Цель проекта «Вопрос нотариусу» на TOMIN.BY - повышение правовой грамотности населения, доступность в получении нотариальной консультации, оперативное информирование об изменениях законодательства по вопросам нотариальной деятельности.
Свои вопросы присылайте на адрес электронной почты портала TOMIN.BY.
Вопрос: "У нас умерла бабушка, постоянно проживавшая в Березовском районе. На меня с сестрой она оформила завещание на свой дом в деревне, но документов на этот дом никаких нет - техпаспорт на него не оформлялся. Как нам этот дом унаследовать?".
Мигуцкая А.Б., г. Столин
На вопрос отвечают нотариусы Брестского нотариального округа Ирина Савчук, Екатерина Острейко, Анна Вистунова.
- У наследников не возникает вопросов, если на день смерти наследодателя жилой дом был зарегистрирован за ним в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, был получен технический паспорт на дом.
Распространены случаи, когда жилой дом, оставшийся после смерти гражданина, еще при жизни не был им зарегистрирован в организации по государственной регистрации недвижимого имущества. При оформлении наследственных прав граждан на такие жилые дома нотариус руководствуется постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 04 августа 2005 года № 41/31.
В данном случае документом, подтверждающим право собственности умершего гражданина на жилой дом с хозяйственными и иными постройками или без них, сведения о котором внесены в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа до 8 мая 2003 года, но который не зарегистрирован в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, является справка данного исполнительного и распорядительного органа.
Поэтому для оформления наследственных прав на жилой дом в Вашем случае необходима соответствующая справка сельского (поселкового) исполнительного комитета по месту жительства Вашей бабушки о внесении этого жилого дома в похозяйственную книгу.
Однако надо знать, что не все жилые дома вносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) Совета. В похозяйственную книгу сельсовета вносятся сведения только о жилых домах тех граждан, которые постоянно проживают на территории этого сельского (поселкового) Совета.
В случае, если жилой дом построен после 8 мая 2003 года, сведения о нем записываются на основании технического паспорта. Чтобы унаследовать такой жилой дом, он должен быть зарегистрирован в организации по государственной регистрации недвижимого имущества.
Имеют место случаи, когда, например, гражданин - городской житель, несколько лет назад приобрел (купил либо принял в дар) жилой дом, находящийся в деревне, но до смерти не зарегистрировал договор в организации по государственной регистрации. Наследникам в данном случае придется обращаться в суд за признанием права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования.
Вопрос: «В 2002 году умер мой отец, который на день смерти был зарегистрирован в Жабинковском районе. У него остался небольшой дом в сельской местности. Никто из наследников никуда не обращался, мы с братьями просто пользовались этим домом и участком как дачей. Сейчас сельсовет прислал нам письмо о необходимости переоформления документов на этот дом на наследников. Поскольку мы не обращались к нотариусу за оформлением наследства, нам сейчас придется обращаться только в суд?».
Светлана Базылюк, г. Брест
На вопрос отвечает нотариус Брестского нотариального округа, осуществляющий нотариальную деятельность в Первой Брестской нотариальной конторе Ирина Черняк.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Республики Беларусь для приобретения наследства наследник должен его принять.
Законодательством установлен срок для принятия наследства - 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя.
Принятие наследства осуществляется одним из двух способов:
В соответствии с пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Республики Беларусь признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом, в частности, когда наследник:
Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, являются:
Судя по представленной Вами информации, заявление о принятии наследства наследниками нотариусу не подавалось, и установленный срок для принятия наследства уже пропущен.
Если документально подтвердить любым из вышеуказанных способов фактическое принятие наследства не представляется возможным, наследники могут обратиться в суд. Суд вправе признать наследника принявшим наследство, если найдет причины пропуска срока уважительными.
Наследники также имеют право принять наследство без обращения в суд при наличии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство вовремя. Если срок пропущен единственным наследником либо все наследники пропустили срок для принятия наследства, принятие наследства возможно только в судебном порядке.
При наличии любого названного документа, подтверждающего факт принятия наследниками наследства, за оформлением наследственных прав на дом наследникам необходимо обращаться к нотариусу по последнему постоянному месту жительства Вашего отца – в нотариальную контору Жабинковского района.
Читайте также: