Пандемия коронавируса внесла ощутимые коррективы в работу белорусских таможен. И Брестская – не исключение. В связи с коронавирусом на границе уменьшился пассажирский и транспортный потоки. Однако в текущем году число грузовых автомобилей и железнодорожных составов, проследовавших через границу на участке ответственности Брестской таможни, заметно увеличилось. Об особенностях работы пунктов таможенного оформления, включая РПТО «Козловичи», через который проходит основной поток крупнотоннажных транспортных средств из ЕС в страны ЕАЭС и обратно - в материале TOMIN.BY.
За 9 месяцев текущего года количество грузовых автомобилей и железнодорожных составов в зоне деятельности Брестской таможни, созданной в 1939 году, увеличилось на 16% и 8% соответственно к аналогичному периоду 2020 года. На 17% стало больше и воздушных судов. Ежедневно в республиканский бюджет в виде налогов и сборов таможня перечисляет один миллион долларов в эквиваленте. Об этом сообщил журналистам начальник Брестской таможни Сергей Якута.
Начальник Брестской таможни Сергей Якута.
По итогам работы за 9 месяцев в республиканский бюджет перечислено более 711 миллионов рублей, что на 58% больше прошлогоднего показателя.
По словам руководителя, под таможенную процедуру транзита помещено 95% партий товаров, оформленных в течение 10 минут. Более чем на 31% возросло количество оформленных экспортных деклараций на товары. При этом, примерно 34% всех деклараций оформлено в центре электронного декларирования (ЦЭД), где для сокращения сроков равномерно распределяются декларации на товары между всеми пунктами таможенного оформления (ПТО) Беларуси.
Сейчас в регионе деятельности Брестской таможни в ЦЭД работают все ведомственные ПТО, включая республиканские пункты таможенного оформления «Песчатка», «Домачево», «Верхний Теребежов».
К слову, именно создание ЦЭД позволило избежать сокращения кадров. Ведь многие сопредельные зарубежные пункты пропуска на границе с Беларусью приостановили работу из-за сложной эпидситуации в своих странах. Так, к примеру, украинская сторона с июля 2021 года приостановила работу погранперехода «Городище», но сопредельный белорусский пункт пропуска «Верхний Теребежов» работает в обычном режиме. Освободившиеся сотрудники занимаются оформлением электронных деклараций, поступающих от субъектов хозяйствования в режиме онлайн.
«Мы продолжим работу по формированию доходной части республиканского бюджета, созданию благоприятных условий при пересечении границы субъектами хозяйствования и физическими лицами, внедрению новых технологий, направленных на ускорение прохождения товаров через границу ЕАЭС, пресечению административных правонарушений и преступлений», - подчеркнул Сергей Якута.
Международный автомобильный пункт пропуска «Козловичи» теперь единственный пункт таможенного оформления, через который следуют грузовые автомобили, а это значит, что нагрузка на персонал увеличилась кратно. Кроме этого, в этом ПТО впервые в Беларуси был проведен эксперимент: и с 1 января 2019 года инспекторы таможни выполняют отдельные функции органов пограничной службы.
Справится с оформлением такого огромного потока товаров и транспортных средств во многом удается благодаря электронному декларированию товаров, а также профессионализму сотрудников и кропотливый работе по уменьшению времени оформления грузов.
В этих же целях в ближайшей перспективе будет проведена реконструкция погранперехода «Козловичи».
ПТО "Козловичи".
«Реконструкции подвергнуться ПТО «Варшавский мост», «Мокраны» и «Козловичи», где будут расширены каналы и рабочие места сопредельных служб», - рассказал Сергей Якута.
Кроме этого, закрывшийся 11 октября пункт пропуска «Мохро» на границе с Украиной будет полностью реконструирован, что также в разы увеличит его пропускную способность.
Любопытна и система пломбирования груза. После проверки всех сопроводительных документов транспортное средство опломбируют, чтобы в процессе движения груз дошел до пункта назначения.
Кроме обычных пломб, применяют электронные системы (на фото). Они устанавливаются по заявкам субъектов хозяйствования и в режиме онлайн определяют местоположение транспортного средства. Электронное сопровождение грузов позволяет оперативно реагировать на внештатные ситуации, возникшие на маршруте.
Борьба с контрабандой и наркотиками
Большое внимание на таможне уделяют и борьбе с контрабандой, а также незаконному перемещению через таможенную границу страны наркотических средств, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Стационарный ИДК в ПТО "Козловичи".
В подтверждение этого факта в ходе пресс-тура в «Козловичах» журналистам продемонстрировали работу стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), позволяющего повысить эффективность осмотра и существенно сократить время нахождения транспорта в пункте пропуска.
Напомним, первый в Беларуси ИДК, появился в 2009 году именно в "Козловичах", и с тех пор успешно помогает инспекторам в их нелегком деле. С помощью рентген-сканера инспекторы отдела проведения операций таможенного контроля находят контрабандный товар в труднодоступных местах транспортных средств.
С работой мобильного ИДК пользователи TOMIN.BY знакомы: он представляет собой передвижную сканирующую систему на базе грузового автомобиля «MERСEDES BENZ» и появился в таможне в 2011 году. Его преимущество - в быстром перемещении из одного пункта пропуска на границе в другой.
К слову, единственный в Беларуси железнодорожный ИДК, был установлен в февраля 2017 года в районе парка Заречица станции Брест-Северный в рамках межправительственного соглашения между Беларусью и Китаем.
Юрий Дердюк.
"Среднее время работы ИДК для досмотра одной фуры составляет около 2,5 минут. Однако есть случаи, когда требуется более тщательный анализ. Тогда время работы ИДК увеличивается и до 20 минут. Среднее же время сканирования одного грузового поезда из 30 вагонов – 4 минуты", - рассказал начальник отдела проведения операций таможенного контроля Юрий Дердюк.
Стационарный досмотровый комплекс в ПТО "Козловичи".
Всю контрабанду ИДК выявляют, благодаря выводу на дисплей рентгенографического изображения груза, шасси и содержимого сканирующих объектов. Это позволяет выполнять таможенный контроль без вскрытия и разгрузки товаров, демонтажа узлов и элементов автомобилей и железнодорожных транспортных средств.
ИДК сканирует груз, а в это время инспекторы на трех рабочих местах отслеживают наличие товара.
«В феврале 2017 года при помощи стационарного ИДК в пункте пропуска «Козловичи» была обнаружена рекордная для этого участка границы партия ввозившихся наркотических средств. В стенке полуприцепа-рефрижератора находилось 350 брикетов гашиша общим весом почти 300 кг. В мае 2019 года при помощи мобильного ИДК в пункте пропуска «Домачево» в тайниках, оборудованных с помощью двойного пола в транспортном средстве, были выявлены 550 г гашиша и 100 кг экстази. В декабре 2020 года в «Козловичах» с помощью стационарного ИДК внутри следовавшего технологического оборудования обнаружили почти 182 кг экстази», - рассказал заместитель начальника ПТО "Козловичи" Юрий Пылик.
Юрий Пылик.
За 9 месяцев текущего года с помощью ИДК уже выявили 191 факт незаконного перемещения через границу товаров общей стоимостью более 22 млн рублей. Всего с применением сканирующей техники осуществлен таможенный контроль более 183 тыс. транспортных средств.
«Эффективность проведения досмотров после осмотров с применением ИДК составляет около 72 %. Ежегодно с применением сканирующей техники осуществляется осмотр более 230 тыс. транспортных средств, выявляются сотни фактов незаконного перемещения через границу товаров», - отмечает начальник ПТО "Козловичи" Дмитрий Ковалев.
Отдел кинологической службы Брестской таможни был создан 15 лет назад. Мало кто знает, что кинологи должны владеть не только навыками рукопашного боя, но и быть слаженной боевой парой со своей служебной собакой. Поэтому свою квалификацию кинологи и собаки подтверждают ежегодно.
Сейчас сотрудники кинологического отдела используют в работе на западной границе ЕАЭС 11 служебных собак. Служебная активность четвероногих ограничивается 8 годами, но есть и животные, которые служат 9 и даже 10 лет.
При этом все собаки живут, как правило, дома с инспекторами.
Кинолог Пинской таможни Андрей Огарко.
Старший инспектор кинологической службы Пинской таможни Андрей Огарко рассказал, что эффективность работы собак зависит даже от настроения кинолога. И этот нюанс также учитывается в работе. Поиск запрещенных к перемещению веществ для служебной собаки - всего лишь любимая игра, а лучшая награда для питомца - брошенный после обнаружения находки мячик. Кинологу же требуется много работать, чтобы избегать ошибок и достичь нужного результата.
Только в этом году кинологи выявили 29 попыток незаконного перемещения, хранения наркотиков и психотропов. По этим фактам возбуждено 18 уголовных дел, сообщил начальник отдела Виталий Сосмин. Он также напомнил о резонансных задержаниях.
Так, в 2008 году в пассажирском автобусе, следовавшем по маршруту Карлсруэ – Саратов, с помощью служебной собаки обнаружили около 4 тысяч таблеток экстази, замаскированных в упаковках для печенья и двухлитровых пакетах сока. В 2014 году в грузовом составе, следовавшем из Польши в Беларусь, среди полипропиленовых мешков с гранитной брусчаткой нашли 521 брикет гашиша общим весом 330 килограммов. В 2020 году в ПТО «Козловичи» во внутренней полости вентилятора фуры, следовавшей из Сербии, таможенники нашли таблетки, содержащие МДМА, амфетамин и метамфетамин, общим весом около 200 килограммов. И таких примеров множество.
«За весь период работы подразделения сотрудниками кинологического отдела таможни самостоятельно, а также при взаимодействии с другими подразделениями таможни и иными правоохранительными органами выявили и изъяли из оборота около 800 килограммов наркотических средств и психотропных веществ», - уточнил Виталий Сосмин.
К слову, кинологическая служба Брестской таможни считается одной из лучших в ГТК Беларуси. Так, на чемпионатах по служебному многоборью кинологов БФСО «Динамо» кинологи таможни неоднократно были победителями, а на чемпионатах по служебному многоборью кинологов таможенных органов команда Брестской таможни дважды (2019 г., 2021 г.) занимала первые места.
Фото и видео автора.